Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/86066
Название: Образ П. П. Бажова в современных российских СМИ: биографический поворот
Другие названия: Image of P. P. Bazhov in the Modern Russian Media: A Biographical Turn
Авторы: Литовская, М. А.
Litovskaya, M. A.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Литовская М. А. Образ П. П. Бажова в современных российских СМИ: биографический поворот / М. А. Литовская. — Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 22, № 2 (198). — С. 138-150. — DOI: 10.15826/izv2.2020.22.2.028.
Аннотация: Статья посвящена проблеме изучения жизни и творчества П. П. Бажова академическим литературоведением и дальнейшей интерпретации этой информации российскими СМИ 2010-х гг. Особое внимание уделено проблеме истолкования биографии писателя, факты которой отчасти сообщены самим литератором в его художественных и автокомментирующих текстах (в первую очередь, письмах и очерках), отчасти обнаружены и обнародованы исследователями после его смерти. Академическое литературоведение предлагает три основных варианта интерпретации творческого поведения Бажова: правоверный советский писатель, genius loci Урала, писатель-конформист модернистского толка. Выявлен парадоксальный способ использования в научно-популярных и массовых текстах СМИ результатов подобных интерпретаций, а также сообщенной Бажовым информации о себе. С одной стороны, культ писателя-классика, сложившийся в результате «солидарного чтения», одновременно и поддерживается, и разрушается разнообразными версиями «жизнетворческого спектакля» автора — героя популярной лекции или статьи. Поддержка выражается в признании его непререкаемой значимости, когда многообразие истолкований фактов биографии Бажова, в том числе не выдерживающих научной критики, воспринимается как залог жизнестойкости имени автора-классика в социальном пространстве. С другой стороны, «тайная» биографическая информация, которая по различным — в случае Бажова вполне объяснимым — причинам не была предметом публичной автобиографической рефлексии автора, преподносится широкой аудитории как наиболее интересная. В результате не контролируемая экспертным сообществом редукция образа писателя приводит к дрейфу ценностных значений, когда наиболее тиражируемыми оказываются не толкование результатов творчества, а неверифицируемые факты биографии, вызывающие у аудитории поверхностную эмоциональную сопричастность.
This article considers issues underlying the way in which academic literary criticism studies the life and fiction of P. P. Bazhov and their further interpretation by the Russian media in the 2010s. Special attention is paid to the interpretation problem of the writer’s biography, whose facts are partly related by the writer himself in his fiction and self-commenting texts (e.g., letters and essays), partly discovered and published by researchers after his death. Academic literary criticism provides three main interpretations of Bazhov’s creative behaviour, characterising him as an “orthodox” Soviet writer, a genius loci of the Urals, and a conformist writer with a modernist standpoint. The article reveals a paradoxical way in which the results of such interpretations and information reported by Bazhov about himself are used in popular scholarly and mass media texts. On the one hand, the cult of a classic writer, formed as a result of “solidary reading”, is simultaneously supported and destroyed by various versions of the “life-creating performance” of the author, a character of a popular lecture or article. Support is expressed in the recognition of his indisputable significance when the variety of interpretations of Bazhov’s biography facts, including those that are easily refuted by academic criticism, is perceived as a guarantee of the viability of the classic author’s name in social space. On the other hand, “secret” biographical information, which was not a subject of public autobiographical reflection of the author for a variety of reasons (which is quite understandable in the case of Bazhov), is presented to the public as the most interesting. Consequently, the reduction of the writer’s image, uncontrolled by the expert community, leads to a change in values, when the focus shifts from the results of his creative work to unverified “scandalous” facts of the writer’s biography which make the reader attached emotionally though not profoundly.
Ключевые слова: BAZHOV P. P.
EGO-DOCUMENTS
COMMENTS
INTERPRETATION
CREATIVE BEHAVIOUR
LITERARY CRITICISM
MEDIA
БАЖОВ П. П.
ЭГО-ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ТВОРЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
СМИ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/86066
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43178278
Идентификатор WOS: WOS:000545469200009
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2020.22.2.028
Сведения о поддержке: The research is supported by a grant of the Russian Science Foundation, Project 19-18-0021 “Ego-Documents: Inter-Source Dialogues about Russia of the First Half of the 20th Century in the Historical and Literary Context”.
Исследование выполнено в рамках гранта Российского научного фонда, проект 19-18-0021 «Эго-документы: межисточниковые диалоги о России первой половины ХХ в. в историко-литературном контексте».
Карточка проекта РНФ: 19-18-00221
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 2 (198)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2020-198-09.pdf138,34 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons