Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/85782
Название: | Побить его Лениным и фактами: практики политического культа в дискуссии 1920-х годов |
Другие названия: | To Defeat Him by Quoting Lenin and Facts: Practices of the Political Cult in Discussions of the 1920s |
Авторы: | Раков, Т. Н. Rakov, Т. |
Дата публикации: | 2020 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Раков Т. Н. Побить его Лениным и фактами: практики политического культа в дискуссии 1920-х годов / Т. Н. Раков // Quaestio Rossica. — 2020. — Т. 8, № 2. — С. 488-502. |
Аннотация: | This article analyses practices related to the cult of Lenin in the confines of the Leningrad party organisation of the RCP(b) and its influence on innerparty discussions and political disagreements. The author aims to examine how appeal to the cult and Leninism helped shape the position of the Leningrad Bolsheviks led by G. E. Zinoviev. To achieve this goal, the author refers to a variety of sources, i. e. the works of the leaders of the Leningrad party organisation, such pamphlets by G. I. Safarov and G. E. Evdokimov, minutes of district party conferences, etc. The sources listed above suggest that the terms “testament,” “heritage,” and “task” used in party discourse symbolise a set of actions and principles, following and being faithful to which allowed party members to comply with the correct political line. For representatives of the Leningrad opposition, this meant relying on the poor and middle strata of the village. The category of practice mentioned in the title of this article means that attention was paid not so much to the function of quotations or clichéd phrases but rather to what party groups implied when quoting Lenin’s statements. The term “cult”, which historiography usually employs to describe the veneration of V. I. Lenin as the leader of the party, does not reflect the entirety of this process or take into account its productive component, namely, the fact that, because of its heterogeneity, Leninism allowed members of the Communist Party to pay attention to diverse aspects of Lenin’s heritage. In the course of the polemic surrounding issues facing the party (politics in the countryside, the possibility of building socialism in a single country, etc.), the Leningrad Bolsheviks turned to Leninism as a range of ideas legitimising their political position and as a tool for identifying the Bolsheviks who, in contrast to the Leningraders, “deviated” from the correct political line. Статья посвящена анализу практик культа В. И. Ленина в ленинградской партийной организации РКП(б) и его влиянию на внутрипартийные дискуссии. Для рассмотрения того, как обращение к ленинизму способствовало оформлению позиции ленинградских большевиков во главе с Г. Е. Зиновьевым, задействованы разнообразные источники: произведения руководителей партийной организации Ленинграда, брошюры Г. И. Сафарова и Г. Е. Евдокимова, протоколы районных партийных конференций и т. п. При работе с вышеперечисленными источниками автор резюмировал, что встречающиеся в партийной публицистике термины «завет», «наследство», «задача» символизируют набор действий и принципов, правильное исполнение или верность которым позволяли члену партии соответствовать верной политической линии. Для представителей ленинградской оппозиции это означало опору на бедные и средние слои деревни. Категория практики предполагает внимание не столько к функционированию цитат или клишированных фраз, сколько к тому содержанию, которое вкладывалось теми или иными партийными группами в цитирование работ В. И. Ленина. Термин «культ», которым, как правило, описывается почитание В. И. Ленина как вождя партии, не охватывает всей специфики этого процесса и не учитывает его продуктивную составляющую, при которой вследствие своей гетерогенности ленинизм позволял различным членам партии обращать внимание на разные аспекты ленинского наследия. Ленинградские большевики в ходе полемики вокруг вопросов, стоявших перед партией (политика в деревне, отношение к возможности построения социализма в одной стране и других), обращались к ленинизму как к легитимизирующему их политическую позицию спектру идей и как к инструменту выявления тех, кто, в отличие от ленинградцев, «уклонился» от правильной политической линии. |
Ключевые слова: | POLITICAL CULT DISCUSSION BOLSHEVIK PARTY POLITICAL PRACTICES LENINISM LENINGRAD PARTY ORGANISATION ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУЛЬТ ДИСКУССИЯ ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКОВ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ЛЕНИНИЗМ ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПАРТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/85782 |
Идентификатор РИНЦ: | https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43091826 |
ISSN: | 2313-6871 2311-911X |
DOI: | 10.15826/qr.2020.2.476 |
Источники: | Quaestio Rossica. 2020. Т. 8. № 2 |
Располагается в коллекциях: | Quaestio Rossica |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
qr_2_2020_11.pdf | 357,65 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.