Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/85780
Название: Образы Ленина в визуальной сатире и причины краха антибольшевистской пропаганды
Другие названия: Lenin’s Images in Visual Satire and the Collapse of Anti-Bolshevik Propaganda
Авторы: Аксенов, В. Б.
Aksenov, V.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Аксенов В. Б. Образы Ленина в визуальной сатире и причины краха антибольшевистской пропаганды / В. Б. Аксенов // Quaestio Rossica. — 2020. — Т. 8, № 2. — С. 455-472.
Аннотация: This article analyses anti-Leninist visual propaganda and examines the reasons for its low effectiveness. The author studies the morphological structure of Lenin’s images as an internal and external enemy, “the other”: a German spy, Judas, Hun, anarchist, or a member of the Black Hundreds. It is demonstrated that the sources of anti-Leninist images were visual political satire of the previous period and mass rumours. In some cases, anti-Leninist images were provoked by the radical statements and actions of Ulyanov himself. Anti-Leniniana was even beneficial to Bolsheviks: Lenin, previously unknown to the general public, became one of the most prominent political antagonists. Widespread public fears and premonitions were reflected in the images, which makes visual satire a mirror of the era. The low effectiveness of anti-Leninist propaganda can be explained by various factors, i. e. the use of propaganda stamps which most people had already gotten tired of during World War I; the inversion of images in the perceptions of different social strata; excessive stigmatisation of the Bolsheviks, who, as they approached October, began to be perceived as victims of the tired regime of A. F. Kerensky; and the counter-propaganda of the Bolsheviks themselves.
Анализируется антиленинская визуальная пропаганда и разбираются причины ее низкой эффективности. Исследуется морфологическая структура ленинских образов как внутреннего и внешнего врага, «чужого»: немецкого шпиона, Иуды, хама, гунна, анархиста, черносотенца. Показано, что источниками антиленинианы оказывались визуальная политическая сатира предшествующего периода и массовые слухи, а в ряде случаев антиленинские образы были спровоцированы радикальными заявлениями и действиями самого героя (В. И. Ульянова). Антилениниана оказывалась выгодна большевикам: неизвестный доселе широким слоям общества Ленин становился одним из самых заметных политиков-антагонистов. В создаваемых образах воплощались общественные страхи и предчувствия, что превращает визуальную сатиру в своеобразное зеркало эпохи. Низкая эффективность антиленинской пропаганды объясняется разными факторами: эксплуатацией уже надоев- ших обывателям за годы Первой мировой войны пропагандистских штампов; инверсивностью образов в восприятии различных социальных слоев населения; чрезмерной стигматизацией большевиков, которые по мере приближения к октябрю начинали восприниматься жертвой всем надоевшего режима А. Ф. Керенского; контрпропагандой самих большевиков.
Ключевые слова: LENIN’S IMAGE
REVOLUTION
PROPAGANDA
SATIRE
VISUAL HISTORY
IMAGOLOGY
ОБРАЗ ЛЕНИНА
РЕВОЛЮЦИЯ
ПРОПАГАНДА
САТИРА
ВИЗУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
ИМАГОЛОГИЯ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/85780
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43091824
ISSN: 2313-6871
2311-911X
DOI: 10.15826/qr.2020.2.474
Источники: Quaestio Rossica. 2020. Т. 8. № 2
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_2_2020_09.pdf8,07 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.