Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/85192
Название: Практика внедрения бережливых технологий в систему управления вузом: проектный подход
Другие названия: Practice of Introducing Lean Technologies into the University Management System: a Project Approach
Авторы: Гайворонская, С. А.
Gayvoronskaya, S. A.
Дата публикации: 2019
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Гайворонская С. А. Практика внедрения бережливых технологий в систему управления вузом: проектный подход / С. А. Гайворонская. — Текст : непосредственный // Университетское управление: практика и анализ. — 2019. — Том 23. — № 4. — С. 104-115.
Аннотация: Within the modern educational space, in the conditions of transformation of the external environment, tough competition obliges universities to build their own development strategies and trajectories of internal changes using effective management approaches and technologies. The purpose of the article is to describe a new managerial practice in the field of higher education, demonstrating the advantage of using project management when introducing changes to the university management system associated with the transition to the so-called «lean manufacturing» (which takes place, for example, in Belgorod State National Research University and in Belgorod State University). The article as well aims at suggesting practical recommendations on the development of a model for a lean design system project. The author focuses on two managerial problems – the one of resisting changes in the implementation of lean manufacturing and the other of lacking consistency in implementing the corresponding changes. There are found out a number of constraints limiting the use of lean technologies in higher education organizations management. The article analyzes the experience of implementing lean technologies in the scientific, educational and managerial activities of higher education institutions on the example of several Russian and foreign universities. It also reveals the essence of the implemented approaches and technologies. There are used the methods of active comparative analysis and theoretical generalization of scientific and practical experience, content analysis of regulatory acts of the Belgorod Region on the lean management principles implementation in executive bodies, as well as strategic development documents of Belgorod State Research University through the interrelation of lean management and the strategy of university development. Based on generalizing the experience of Belgorod State National Research University, a model of a lean system development project is suggested, recommendations are given on structuring the project architecture and on forming a team of changes and a project management system, which may be of interest to regional universities when introducing lean manufacturing and choosing change management methods.
Кейс. В современном образовательном пространстве в условиях трансформации внешней среды жесткая конкуренция обязывает вузы выстраивать собственные стратегии развития и траектории внутренних изменений с использованием эффективных управленческих подходов и технологий. Цель статьи – раскрыть новую управленческую практику в сфере высшего образования, продемонстрировав преимущество использования проектного менеджмента при внедрении изменений в систему управления вузом, связанных с переходом на «бережливое производство» (на примере Белгородского государственного национального исследовательского университета, НИУ «БелГУ»), и предложить практические рекомендации по разработке модели системного проекта бережливых трансформаций. Автором акцентируется внимание на двух управленческих проблемах – проблеме сопротивления изменениям при внедрении бережливых технологий (lean) и проблеме отсутствия системности при реализации таких изменений, выделяются проблемы и ограничения, сдерживающие использование бережливых технологий в управлении организациями высшего образования. В статье анализируется опыт внедрения подобных технологий в научную, образовательную и управленческую деятельность учреждений высшего образования на примере нескольких российских и зарубежных вузов, раскрывается суть реализованных подходов и технологий. При подготовке статьи использовались методы активного сравнительного анализа и теоретического обобщения научного и практического опыта, контент-анализа нормативно-правовых актов Белгородской области по внедрению принципов бережливого управления в органах исполнительной власти, а также документов стратегического развития НИУ «БелГУ» через взаимосвязь бережливого управления со стратегией развития вуза. На основе обобщения опыта Белгородского государственного национального исследовательского университета предложена модель системного бережливого проекта развития, даны рекомендации по структурированию архитектуры проекта, формированию команды изменений и системы управления проектом, которые могут представлять интерес для вузов регионов страны при внедрении бережливого производства и выборе методов управления изменениями.
Ключевые слова: DEVELOPMENT STRATEGY
COMPETITIVENESS
CHANGE MANAGEMENT
PROJECT MANAGEMENT
FLEXIBLE METHODOLOGIES
LEAN MANUFACTURING
MODEL OF A LEAN SYSTEM PROJECT
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГИБКИЕ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО
МОДЕЛЬ СИСТЕМНОГО БЕРЕЖЛИВОГО ПРОЕКТА
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/85192
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
ISSN: 1999-6640
1999-6659
DOI: 10.15826/umpa.2019.04.032
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2019. Том 23. № 4
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2019_4_104-115.pdf1,47 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons