Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/81827
Title: У истоков «новой» венгерской прозы: нарративные стратегии литературной эмансипации в «Производственном романе» Петера Эстерхази
Other Titles: Rise of New Hungarian Prose: Narrative Strategies of Literary Emancipation in Péter Esterházy’s Production Novel
Authors: Спиридонов, Д. В.
Spiridonov, D. V.
Issue Date: 2020
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Спиридонов Д. В. У истоков «новой» венгерской прозы: нарративные стратегии литературной эмансипации в «Производственном романе» Петера Эстерхази / Д. В. Спиридонов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 22, № 1 (196). — С. 244-258.
Abstract: This article explores key narrative features of Péter Esterházy’s Production Novel (1979), a landmark of the “new” Hungarian prose of the 1970s–1980s. The article provides a brief overview of the novel and successively addresses the strategies of ironic re-interpretation of the production novel genre, observed both in Hungarian and Soviet works at the forefront of the Hungarian literary landscape in the 1950s. The analysis deals with the two-part composition of the novel that entangles the main story line with fictional comments, constituting a meta-narrative layer and guiding the perception of the novel and the reader’s possible interpretations; the complex structure of the narration and the whole system of formal techniques used for permeating the boundaries of different narrators’ voices within the text, which produces the effect of a distributed narrative (spatial, temporal, psychological, and axiological) focus. The author demonstrates that all these narrative techniques and devices are part of a premeditated strategy of literary emancipation dominating the “new” Hungarian prose of the 1970s–1980s, which can be considered, both aesthetically and historically, a stage of emerging postmodernism in the Hungarian literature of the time. The analysis leads to conclude that the emancipatory impulse of the Production Novel manifests itself not only in a set of narrative techniques but, through them, in the violation of basic pragmatic conventions of novelistic narration and undermining the settings of realist literature. The novel makes the reader reconsider the whole structure of the traditional narrative and further on, the ethical parameters governing the new literary communication.
В статье рассматриваются основные черты повествовательной техники «Производственного романа» (1979) Петера Эстерхази, знакового произведения «новой» венгерской прозы 1970–1980-х гг. После краткой общей характеристики романа, автор последовательно характеризует стратегии иронического переосмысления жанровой традиции производственного романа, представленной как венгерскими произведениями, так и переводными советскими романами, составлявшими заметную часть литературного ландшафта Венгрии в 1950-е гг.; композиционную структуру повествования, включающую, помимо основного рассказа, метанарративный слой, представленный составляющими вторую часть романа комментариями, которые играют важнейшую роль в конструировании возможных путей рецепции и интерпретации всего текста; усложненную субъектную организацию романного нарратива и связанную с ней систему формальных приемов стирания границ между различными повествовательными голосами внутри текста — систему, функционально направленную на создание эффекта отсутствия единого повествовательного центра, пространственно-временного, психологического, аксиологического. В статье показано, что все эти повествовательные приемы и техники связаны со стратегией литературной эмансипации, которую сознательно утверждала «новая» проза 1970–1980-х гг. и которая в эстетическом и историко-литературном плане была связана с развитием постмодернизма в венгерской литературе этого времени. Анализ текста показывает, что эмансипационный пафос «Производственного романа» проявляется не только в технике наррации, но и в том, что эта техника, нарушая базовые коммуникативные конвенции романного повествования, проблематизирует прагматические установки, характерные для реалистической литературы в целом. Роман вынуждает читателя рефлексировать не только о структуре повествования, но и о тех этических параметрах, которые регулируют эту новую литературную коммуникацию.
Keywords: HUNGARIAN LITERATURE
NEW HUNGARIAN PROSE
GENERATION OF 1956
NARRATOLOGY
META-NARRATION
PRAGMATICS OF NARRATION
PETER ESTERHAZY
PRODUCTION NOVEL
ВЕНГЕРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
НОВАЯ ВЕНГЕРСКАЯ ПРОЗА
ПОКОЛЕНИЕ 1956 ГОДА
НАРРАТОЛОГИЯ
МЕТАНАРРАТИВ
ПРАГМАТИКА ПОВЕСТВОВАНИЯ
ПЕТЕР ЭСТЕРХАЗИ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ РОМАН
URI: http://hdl.handle.net/10995/81827
RSCI ID: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42693914
ISSN: 2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2020.22.1.017
metadata.dc.description.sponsorship: The research was supported by the Russian Foundation for Basic Research grant 19-512-23003 “Self-Awareness and Dialogue of Generations in Russian and Hungarian Literary Practice of the 20th–21st Centuries”.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, грант № 19-512-23003 «Самосознание и диалог поколений в русской и венгерской литературной практике XX–XXI веков».
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 1 (196)
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2, Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2020-196-17.pdf2,95 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.