Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/81824
Название: | Венгерский авангард между Востоком и Западом: пути освоения европейских и русских сценических практик в театре Эдена Палашовски 1920-х гг. |
Другие названия: | Hungarian Avant-Garde between East and West: The Exploration of European and Russian Scenic Practices in Ödön Palasovszky’s Stage Productions of the 1920s |
Авторы: | Калафатич, Ж. Kalafatics, Zs. |
Дата публикации: | 2020 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Калафатич Ж. Венгерский авангард между Востоком и Западом: пути освоения европейских и русских сценических практик в театре Эдена Палашовски 1920-х гг. / Ж. Калафатич // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 22, № 1 (196). — С. 205-214. |
Аннотация: | Среди попыток обновить венгерскую театральную культуру 1920-х гг. особенно выделяются экспериментальные театральные объединения, во главе которых стоял Эден Палашовски. Размышляя о природе и возможностях театрального искусства, молодые экспериментаторы во главе с Палашовски поставили перед собой цель создать рефлексирующее искусство, нацеленное на построение нового общества. В поисках новых выразительных средств они обращались к различным сценическим формам, жанрам и приемам: кабаре, эстрада, конферанс, хоровой речитатив, симультанная игра, основанная на принципе монтажа, искусство движения, использование всевозможных сценических нововведений. В статье прослеживается параллель сценических практик Палашовски с театральными экспериментами, осуществлявшимися в 1920-е гг. в СССР и в Германии. В качестве одного из примеров авангардной режиссуры Палашовски в статье рассматривается постановка монодрамы русского драматурга Николая Евреинова «В кулисах души» (1928), осуществленной Палашовски совместно с созданной им труппой «Необыкновенная сцена». Пьеса Евреинова была представлена артистами «Необыкновенной сцены» только один раз, 3 октября 1928 г., в Будапеште в рамках театрального вечера под общим названием «Happy end». Среди прочего, автор анализирует сценографию спектакля, в создании которой приняла участие Ева Цайзель (Штрикер), венгерская художница, испытавшая влияние Баухауса, которая в 1930-е гг., став известным дизайнером-керамистом, работала в Советском Союзе. Работая над оформлением спектакля Палашовски, ей удалось создать изображающую живой организм декорацию, которая была активно вовлечена в сценическое действие, что сделало весь спектакль одним из самых оригинальных экспериментов в истории венгерского авангардного театра. Experimental theatres led by Ödön Palasovszky stand out among the attempts to renew the Hungarian theatrical culture of the 1920s. He was the central figure of the creative community that worked under different names, but the performances were a result of a collective effort. Contemplating on the nature and possibilities of theatrical art, young experimenting artists set themselves the goal of creating a reflective art that was aimed at creating a new society. In their search of new ways of expression, they turned to various forms of cabaret, revue, compereentertainer, choral genres, and simultaneous play based on the principle of montage and eurhythmics, and they used many scenic innovations. In this paper, the author focuses on the parallel between the theatrical practices of Palasovszky and theatrical experiments made in the USSR and Germany in the 1920s. The analysis is based on an example of Palasovszky’s avant-garde direction in the staging of Nikolai Evreinov’s monodrama The Theatre of the Soul, a production Palasovszky carried out together with his company Extraordinary Stage (Rendkívüli Színpad). The play by Evreinov was presented only once, on October 3, 1928, during the Happy End evening. Among other things, the article focuses on the design of the stage which was made partly with the contribution of Eva Zeisel (Striker), a Hungarian artist, who worked in the Soviet Union in the 1930s and later became a world-famous ceramist in America. Since the scenery depicting a living organism was presented on the stage as part of the action, the performance can be considered one of the most original experiments in the life of the Hungarian avant-garde theater. |
Ключевые слова: | HUNGARIAN AVANT-GARDE THEATRICAL EXPERIMENTS ODON PALASOVSZKY MONODRAMA THE THEATRE OF THE SOUL BY EVREINOV EVA ZEISEL (STRIKER) ВЕНГЕРСКИЙ АВАНГАРД ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ЭДЕН ПАЛАШОВСКИ МОНОДРАМА ПЬЕСА ЕВРЕИНОВА В КУЛИСАХ ДУШИ ЕВА ЦАЙЗЕЛЬ (ШТРИКЕР) |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/81824 |
Условия доступа: | Creative Commons Attribution License |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
Идентификатор РИНЦ: | https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42693911 |
Идентификатор WOS: | WOS:000522789700014 |
ISSN: | 2587-6929 2227-2283 |
DOI: | 10.15826/izv2.2020.22.1.014 |
Сведения о поддержке: | The article was written as part of the international project by Russian Foundation for Basic Research grant 19-512-23003 “Self-Awareness and Dialogue of Generations in Russian and Hungarian Literary Practice of the 20th–21st Centuries”. Статья написана в рамках международного проекта № 19-512-23003 РЯИК_а РФФИ «Самосознание и диалог поколений в русской и венгерской литературной практике ХХ–ХХI веков». |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 1 (196) |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2020-196-14.pdf | 2,9 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons