Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/81462
Название: Бытийная и антропологическая семантика слова в поучениях конца XVII века
Другие названия: The Existential and Anthropological Semantics of the Word in Late 17th-Century Sermons
Авторы: Нестерова, А. В.
Nesterova, A.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Нестерова А. В. Бытийная и антропологическая семантика слова в поучениях конца XVII века / А. В. Нестерова // Quaestio Rossica. — 2020. — Т. 8, № 1. — С. 36-55.
Аннотация: This article describes the semantics of the word concept, which is represented in late 17th-century homiletic texts. It is defined by the topics of sermons in terms of features depending on the author. The article mostly focuses on Statir, an extensive the Stroganov patrimonial estate. The text is of considerable scholarly interest because of its high artistic level and the author’s fresh view on the traditional levels: the Divine Word – the word of the Church Fathers – the sermon word of the clergyman. The three levels are arranged in a hierarchical chain, whose first link is the Word spoken by God the Father (God the Son) and the Gospel, while the next is represented by the teachings of the Holy Fathers. Each new link is the priest’s word, which is reflected in sermons addressing the parish and readers of the collections. These levels are fully represented in the sermon Word 35. Teaching for the Day of the Three Hierarchs: Basil the Great, Gregory the Theologian, and John Chrysostom. Praise of their Care for the Flock. And about the False Shepherds, and on Heretics, and on the Existing Schis the sermon is devoted. It dwells on the topics of the teaching word, the transformative word, and the role of the clergyman in the process of relaying the truth and criticism of tendencies deviating from the Church and offering an alternative interpretation of its dogma. The word concept is also studied in Food for the Soul (Rus. Obed Dushevnyi), a sermon collection written by Simeon Polotsky, which was familiar to the author of Statir as can be seen from the references. The author of the article carries out comprehensive text analysis and examines the historical and cultural content of the preaching texts. Features of the thematic content of the sermon are examined through the rhetorical structure of a separate work. The study demonstrates that for the author of Statir, the semantics of the multi-level word concept is primarilyassociated with the categories of continuity, transmission of true knowledge, and transformation of reality. The word is a key to salvation capable of confronting the unrighteous word and directing believers’ lives (in contrast to the word in Food for the Soul where it appears as a resource, a specific fuel required for the spiritual development of the recipient). In the sermon Teaching for the Day of the Three Hierarchs, the author builds a complex system of arguments designed to convince the readers of the need to learn the word of truth through sacred texts and curb the spread of false teachings. Using extensive metaphors and creatively processing sources, the author engages the recipients in the space of teachings and convinces them to adopt his point of view. The sermon resembles a fluent multidimensional conversation, whose themes form a network and are combined into an integrated system by the word concept.
В статье раскрывается семантика концепта слово, репрезентированная в проповеднических памятниках конца XVII в. Она конкретизируется тематикой проповедей в аспекте онтологического и антропологического содержания, которое обладает своими особенностями для каждого отдельного автора. Основное внимание уделяется обширному малоисследованному сборнику проповедей «Статир», составленному в Строгановской вотчине анонимным автором. Интерес к нему обусловлен высоким уровнем художественной выразительности рукописи и фигурой автора, для которого характерен свежий самобытный взгляд на традиционные аспекты религиозной жизни. В его проповедях концепт реализуется на трех уровнях: Слово Божественное – слово отцов церкви – слово-проповедь священнослужителя. Три уровня выстраиваются в иерархическую цепь, первым звеном которой является изреченное Богом Отцом Слово (Бог Сын) и евангельское благовествование, следующим – поучения святых отцов, и каждым вновь возникающим звеном – слово священников, которое реализуется в проповеди, адресованной пастве прихода и читателям сборников. Продемонстрировать каждый из трех уровней в полной мере позволяет проповедь «Слово 35. Поучение на д(е)нь триехъ с(вя)т(ите)лей: Василия Великаго, Григория Б(о)гослова, Иоанна Златаустаго. Похвала о пастве прилежания ихъ. И о лживыхъ пастырехъ, и на еретики, и на н(ы)-нѣшния расколники». Читатель приобщается к восхвалению трех святителей-богословов, на день памяти которых написана проповедь, в ней развиваются темы слова учения, слова преображающего, роли священнослужителя в процессе ретрансляции истины и критика течений, отпадающих от церкви и предлагающих альтернативную трактовку ее догматов. Наряду с поучениями «Статира», рассматривается отражение концепта в сборнике проповедей Симеона Полоцкого «Обед душевный», с которым, судя по упоминанию, автор рукописи был знаком. Используется комплексный текстовый анализ, представлено исследование исторического и культурологического контента проповеднических текстов. Особенности тематического наполнения проповеди рассматриваются через обращение к риторической структуре отдельного сочинения. Исследование показало, что семантика многоуровневого концепта слово для автора «Статира» связана в первую очередь с категориями преемственности, трансляции истинного знания и преображения окружающей действительности. Слово является ключом к спасению, оно способно противостоять слову неправедному и направлять жизнь верующего (в отличие от семантики слова в «Обеде душевном», где оно предстает в качестве ресурса, специфического топлива, необходимого для духовного развития реципиента). В проповеди «Поучение на д(е)нь триехъ с(вя)т(ите)лей» автор выстраивает сложную систему аргументации, направленную на утверждение необходимости познания слова истины через священные и поучительные тексты, а также на пресечение распространения ложных учений. Посредством использования объемных живых метафор и творческой переработки источников автор вовлекает адресатов поучения в пространство текста и убеждает их в своей позиции. Проповедь напоминает живую многоаспектную беседу, тематические центры которой образуют сеть и объединяются в целостную систему концептом слово.
Ключевые слова: SERMON
HANDWRITTEN COLLECTION STATIR
17TH-CENTURY LITERATURE
WORD CONCEPT
IMAGE OF THE AUTHOR
SIMEON POLOTSKY
ПРОПОВЕДЬ
РУКОПИСНЫЙ СБОРНИК «СТАТИР»
ЛИТЕРАТУРА XVII В
КОНЦЕПТ «СЛОВО»
ОБРАЗ АВТОРА
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/81462
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=42656354
ISSN: 2313-6871
2311-911X
DOI: 10.15826/qr.2020.1.446
Сведения о поддержке: Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 19–18–00186 «”Культура духа” vs “Культура разума”: интеллектуалы и власть в Британии и России в эпоху перемен (XVII–XVIII вв.)»).
Карточка проекта РНФ: 19-18-00186
Источники: Quaestio Rossica. 2020. Т. 8. № 1
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_1_2020_03.pdf388,1 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.