Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/81419
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorОйноткинова, Н. Р.ru
dc.contributor.authorOinotkinova, N. R.en
dc.date.accessioned2020-04-03T16:17:10Z-
dc.date.available2020-04-03T16:17:10Z-
dc.date.issued2019-
dc.identifier.citationОйноткинова Н. Р. О происхождении некоторых теонимов шаманского пантеона алтайцев / Н. Р. Ойноткинова // Вопросы ономастики. – 2019. – №16(1). – C. 200-212.ru
dc.identifier.issn1994-2400 (Print)-
dc.identifier.issn1994-2451 (Online)-
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/81419-
dc.description.abstractВ статье впервые рассматриваются теонимы — собственные имена божеств шаманского пантеона алтайцев, образно называемых «железноголовыми черными парнями»: Темир-каан, Кöмÿр-каан, Кöö-каан, Керей-каан, Падыш-Керей, Пий Маатыр (Бай Маатыр). Выяcнение их происхождения, признаков и функций необходимо для построения словарных дефиниций в этнолингвистическом или лингвокультурологическом словарях, дающих наиболее сжатое, информативное толкование имени божества. Материалом для исследования послужили опубликованные и архивные шаманские тексты тюркских этносов Южной Сибири. Автор выделяет два важных экстралингвистических фактора, оказавших влияние на появление этих собственных имен, — это мифологизация природных объектов и мифологизация исторических личностей. Во внутренней форме теонимов Темир-каан (от темир ‘железо, железный’, кaaн ‘хан’), Кöмÿр-каан (от кöмÿр ‘уголь, угольный’) и Кöö-каан (от кöö ‘сажа’) содержатся мотивировочные признаки объектов подземного мира — «темный, черный», «крепкий, железный», проявившиеся в результате онимизации. Эти теонимы имеют прозрачную внутреннюю форму и сохраняют мотивационную связь с производящими апеллятивами. Данный принцип номинации божеств несет в себе отзвуки архаичных мифов и обожествления металла, железа, из которых изготовлялись различные орудия труда и боевое снаряжение. К образам божеств подземного мира в шаманских текстах алтайцев можно найти параллели в эпосе и мифологии разных народов, в частности мотив рождения героя из железа, стали или камня. В основе образования некоторых теонимов также лежит принцип обожествления исторических личностей, ханов, сыгравших важную роль в истории тюркских народов. Так, теонимы Керей-каан, Темир-каан, Пий Маатыр вполне могли возникнуть в результате трансонимизации, т. е. перехода из разряда имен собственных в разряд теонимов.ru
dc.description.abstractThe paper gives a first look on theonyms, or proper names of deities, representing the shaman pantheon of the Altaians, figuratively called the “iron-head black guys”: Temir-kaan, Kömurkaan, Köö-kaan, Kerey-khaan, Padysh-Kerey, Piy Maatyr (Bai Maatyr). Understanding their origin, features, and functions is imperative to produce the most concise and informative interpretation of the name of a deity to be included into its definition in ethnolinguistic or linguisticcultural dictionaries. The research builds on the material of shamanic texts of the T urkic ethnic groups of Southern Siberia both published and retrieved from the archives. Studying the genesis of these proper names, the author identifies two major extralinguistic factors: the mythologizing of natural objects and the mythologizing of historical personalities. The inner form of theonyms Temir-khaan (from temir ‘iron, made of iron’, khaan ‘khan’), Kömur-kaan (from komÿr ‘coal, made of coal’), and Köö-kaan (from köö ‘soot’) suggests the reference to the underground world (‘dark, black,’ ‘strong, iron’), which appeared as a result of onymization. The name’s meaning here is quite transparent and retains a motivational link to the generic appellatives. This naming pattern also echoes some peculiar features of the archaic culture, like deification of metal and iron, which were mostly used for making various tools, labor equipment, and armor. The motif of a hero born from iron, steel or stone illustrates the convergence between the images of the deities of the underworld found in shamanic texts of the Altaians and other epic traditions and mythologies. Some other theonyms appeared due to the deification of historical figures, the Khans, who played an important role in the history of the Turkic peoples. Thus, the theonyms Kerey-kaan, Temir-kaan, Piy Maatyr could well arise as a result of transonymization, i.e. moving from the category of personal names to the category of theonyms.en
dc.description.sponsorshipСтатья подготовлена по проекту РФФИ № 17-04-00314 ОГН-А «Типология обрядового фольклора алтайцев: слово, музыка, действие».ru
dc.description.sponsorshipThe research was supported by the Russian Foundation for Basic Research within the project Typology of the Ceremonial Folklore of the Altaians: Word, Music, Performance (grant number 17-04-00314 ОГН-А).en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherИздательство Уральского университетаru
dc.relation.ispartofВопросы ономастики. 2019. Том 16. № 1ru
dc.subjectОНОМАСТИКАru
dc.subjectТЕОНИМЫru
dc.subjectМИФОНИМЫru
dc.subjectШАМАНСКИЙ ПАНТЕОН АЛТАЙЦЕВru
dc.subjectШАМАНИЗМru
dc.subjectONOMASTICSen
dc.subjectTHEONYMSen
dc.subjectMYTHONYMSen
dc.subjectSHAMAN PANTHEON OF ALTAIANSen
dc.subjectSHAMANISMen
dc.titleО происхождении некоторых теонимов шаманского пантеона алтайцевru
dc.titleOn the Origin of Some Theonyms of the Shaman Pantheon of the Altaiansen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.doi10.15826/vopr_onom.2019.16.1.011-
dc.identifier.scopus85064129375-
local.description.firstpage200-
local.description.lastpage212-
local.issue1-
local.volume16-
dc.identifier.wosWOS:000468215100011-
local.identifier.eid2-s2.0-85064129375-
local.fund.rffi17-04-00314 ОГН-А-
Располагается в коллекциях:Вопросы ономастики

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
vopon_2019_1_013.pdf357,2 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.