Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/81321
Название: Когнитивные стратегии самономинации современных школьников (гендерный аспект)
Cognitive Strategies of Self-Naming among Schoolchildren (Gender Aspect)
Авторы: Липатова, А. П.
Lipatova, A. P.
Дата публикации: 2019
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Липатова А. П. Когнитивные стратегии самономинации современных школьников (гендерный аспект) / А. П. Липатова // Вопросы ономастики. – 2019. – №16(4). – C. 151-167.
Аннотация: Одним из способов конструирования образа «Я» в сети Интернет является имя собственное. Особенности поведения представителей Z-поколения в интернет-пространстве достаточно хорошо изучены. Но влияние, которое оказывает анонимный устно-письменный цифровой дискурс на школьную повседневность, связанную в большой степени с письменными текстами, ни разу не становилось предметом пристального внимания ученых. Цель исследования — не только определить, оказывает ли интернет-дискурс (и если да, то каким образом) влияние на письменную культуру современного школьника, но и выявить различия когнитивных стратегий саморепрезентации через номинацию современных юношей и девушек. Материалом послужили анкеты, посвященные вопросам школьной повседневности. Анкетирование осуществлялось в рамках школьной ситуации; прототипом анкеты можно считать письменную работу, которая традиционно подписывается для идентификации ученика, выполнившего ее. Блок личных данных (содержание графы анкеты, удостоверяющее личность респондента), не предполагающий вариативности в силу своей особой прагматики, стал материалом нашего анализа. В результате анализа анкет выявлено пять стратегий самономинации: реальная (в соответствующей графе указано имя собственное), стратегия «инкогнито» (графа оказалась незаполненной), сетевая (вместо личного имени указан никнейм), прозвище (в графе «Имя» ученики указали прозвище, кличку, характерные для офлайн-общения) и стратегия культурной отсылки (указали имя культового персонажа, например мема). В ходе исследования установлено, что феминная и маскулинная стратегии репрезентации себя посредством номинации существенно различаются: девушки чаще выбирают нейтральные, а юноши — провокационные формы. Полученные результаты демонстрируют разницу, скрытую в социокультурных стереотипах феминного и маскулинного поведения, образцы которого современные подростки осваивают посредством массовой культуры. Данные (имя, пол), которые раньше заполнялись формально, под влиянием интернет- дискурса стали способом репрезентации образа «Я». Можно сказать, что имя здесь выступает в своей исконной функции, в тесной связи с идентичностью, которую индивид конструирует и формирует посредством имени.
Proper name is a key means of self-presentation on the Internet. The features of Internet behavior peculiar to Generation Z have become a popular object of research, but the ways that the anonymized oral-written digital discourse impacts everyday school life, which is largely associated with written texts, has never received special attention. This paper reaches further than stating the fact and researching the forms of this influence, it takes to identify differences in young peoples’ cognitive self-representation strategies manifested through Internet naming. The study is based on a sociological survey on everyday school life carried out within the school environment. Such questionnaires were precedented by written works which are traditionally signed to identify the student who completed it. Our analysis focused on the personal data section (identifying the respondent) which does not imply variability due to its specific function. As a result of the analysis, five self-naming strategies were identified: the factual strategy (the proper name is indicated in the corresponding column), the incognito strategy (the column is left unfilled), the network strategy (a nickname is indicated instead of a personal name), the use of a nickname typical for offline communication, and the strategy of cultural referencing (using the name of a famous character, such as a meme). The study found that feminine and masculine naming strategies differ significantly: girls tend to choose neutral names whereas young men are more likely to opt for provocative forms. The results testify to hidden disparities in the sociocultural stereotypes of feminine and masculine behavior apprehended by modern teenagers through mass culture. The types of data (name, gender) which were previously filled in formally have now become a means for self-presentation affected by Internet discourse. Arguably, the name here appears in its original function, in close connection with the identity that the individual constructs and conveys through the name.
Ключевые слова: ПОКОЛЕНИЕ Z
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ
ИМЯ СОБСТВЕННОЕ
АНТРОПОНИМ
НИКНЕЙМ
ИСКУССТВЕННАЯ НОМИНАЦИЯ
GENERATION Z
INTERNET COMMUNICATION
PROPER NAME
PERSONAL NAME
NICKNAME
ARTIFICIAL NAMING
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/81321
Идентификатор SCOPUS: 85077687151
Идентификатор WOS: WOS:000511143100008
ISSN: 1994-2400 (Print)
1994-2451 (Online)
DOI: 10.15826/vopr_onom.2019.16.4.050
Сведения о поддержке: В статье отражены результаты исследования, поддержанного грантом РФФИ № 18-013-00853 «Теоретические и эмпирические основы педагогическо-психологического анализа школьной повседневности в условиях ФГОС основного и среднего общего образования».
The research is financially supported by the Russian Foundation for Basic Research, project No. 􀊋18-013-00853 “Theoretical and Empirical Foundations of the Psychological and Pedagogical Analysis of Schoolchildren’s Daily Life in the Context of Implementation of the Federal Educational Standards for Middle and High Schools”.
Источники: Вопросы ономастики. 2019. Том 16. № 4
Располагается в коллекциях:Вопросы ономастики

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
vopon_2019_4_010.pdf353,51 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.