Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/81295
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorПлотникова, А. А.ru
dc.contributor.authorPlotnikova, A. A.en
dc.date.accessioned2020-04-03T16:16:48Z-
dc.date.available2020-04-03T16:16:48Z-
dc.date.issued2019-
dc.identifier.citationПлотникова А. А. Заметки о региональной антропонимии староверов Латгалии / А. А. Плотникова // Вопросы ономастики. – 2019. – №16(3). – C. 48-60.ru
dc.identifier.issn1994-2400 (Print)-
dc.identifier.issn1994-2451 (Online)-
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/81295-
dc.description.abstractВ статье отмечается существование двух противопоставленных друг другу традиций имянаречения у славян, обнаруживающих закономерности, которые наблюдаются в настоящее время в русском и сербском языках. Первая традиция следует церковнославянскому образцу, тогда как вторая предполагает возможность называния ребенка именем, обозначающим также и многие явления в окружающем человека мире. В центре внимания автора находится старообрядческая традиция имянаречения, ориентированная исключительно на святцы. С этой целью исследуется региональная антропонимическая лексика староверов Латгалии, зафиксированная в подаваемых в храме поминальных книжках и записках староверов. Большой корпус имен, используемых прихожанами, представлен в «Пособии к поминальной книжке», которое подробно анализируется в работе как источник региональной просторечной антропонимической лексики и как инструмент ее правки с помощью церковнославянской орфографии. Современные интенции составителей пособия находятся в полном соответствии с тенденциями исправления любых отступлений от канонической формы, как это и происходило на протяжении всего развития старообрядческого движения. Материал записок, собранный авторами «Пособия к поминальной книжке», обнаруживает разнообразие разговорных форм имен староверов, в ряде случаев до этого времени не отмеченных в источниках и свидетельствующих об исторических процессах образования новых имен и фамилий на их основе. Анализ сопровождают тексты и диалоги об имени, содержащие комментарии и объяснения особенностей имянаречения: записанные в полевых условиях у староверов Латгалии в 2016–2017 гг., они дополняют и иллюстрируют описываемую ситуацию в «этнографическом настоящем». Сравнение с южнославянской традицией имянаречения показывает, как, с другой стороны, мотивация выбора имени может быть напрямую связана с ритуально-магической практикой, что вплоть до наших дней практикуется у сербов.ru
dc.description.abstractThe paper deals with the two opposed traditions of Slavic naming, explaining the patterns that are currently observed in the Russian and Serbian languages. The first tradition follows the Church Slavonic pattern, while the second suggests that a child’s name can refer to a number of things in the surrounding world. The author focuses on the Old Believer tradition of naming, linked specifically to the holy calendar. For this purpose, the regional anthroponymic vocabulary of the Latgale Old Believers is studied, as it is recorded in their notes and memorial books submitted in the church. A large corpus of names used by parishioners is presented in the Guide to the Memorial Book which receives most close attention as a source of vernacular name forms and as a tool for their normalization using Church Slavonic spelling. The correction policy used by the modern compilers of the Guide is fully in line with the traditional Old Believer practice of avoiding any deviations from the canonical name form. At the same time, the notes collected by the authors of the Guide for the Memorial Book include a variety of colloquial forms of the Old Believer names, some of them previously unrecorded and uncovering the history of the formation of new names and surnames derived from them. The analysis is added by texts and dialogues about the name highlighting the peculiarities of the naming tradition: recorded during linguistic expeditions to the Latgale Old Believers in 2016–2017, they complement and illustrate the historical situation in the “ethnographic present”. The comparison with the South Slavic tradition of naming, on the other hand, shows that the name choice can be directly related to ritual and magical practice, which is still common with the Serbs up to the present day.en
dc.description.sponsorshipАвторская работа выполнена в рамках проекта РНФ "16-18-02020 "Русский язык как основа сохранения идентичности сттарообрядцев Центральной и Юго-Восточной Европы".ru
dc.description.sponsorshipThe work was carried out as part of the Russian Science Foundation project 16-18-02080 “Russian Language as a Foundation for Preserving the Identity of the Old Believers of Central and Southeast Europe”.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherИздательство Уральского университетаru
dc.relationinfo:eu-repo/grantAgreement/RSF//16-18-02020-
dc.relationinfo:eu-repo/grantAgreement/RSF//16-18-02020en
dc.relation.ispartofВопросы ономастики. 2019. Том 16. № 3ru
dc.subjectСЛАВЯНСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЯЗЫКИru
dc.subjectИМЯНАРЕЧЕНИЕru
dc.subjectЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКАЯ ТРАДИЦИЯru
dc.subjectДИАЛЕКТНЫЕ ЧЕРТЫru
dc.subjectПРОСТОРЕЧИЕru
dc.subjectПОМИНОВЕНИЕru
dc.subjectСТАРОВЕРЫ ЛАТГАЛИИru
dc.subjectSLAVIC LANGUAGESen
dc.subjectNAMINGen
dc.subjectCHURCH SLAVONIC TRADITIONen
dc.subjectDIALECTAL FEATURESen
dc.subjectVERNACULARen
dc.subjectCOMMEMORATIONen
dc.subjectOLD BELIEVERS OF LATGALEen
dc.titleЗаметки о региональной антропонимии староверов Латгалииru
dc.titleNotes on the Regional Features of Personal Naming Among the Old Believers of Latgaleen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.doi10.15826/vopr_onom.2019.16.3.030-
dc.identifier.scopus85075138158-
local.description.firstpage48-
local.description.lastpage60-
local.issue3-
local.volume16-
dc.identifier.wosWOS:000511139900003-
local.identifier.eid2-s2.0-85075138158-
local.fund.rsf16-18-02020-
Располагается в коллекциях:Вопросы ономастики

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
vopon_2019_3_005.pdf322,7 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.