Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/81276
Название: Старообрядческие согласия в народной терминологии русского населения Пермского края
Names of Old-Believer Confessions in the Popular Terminology of the Perm Region
Авторы: Черных, А. В.
Chernykh, A. V.
Дата публикации: 2019
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Черных А. В. Старообрядческие согласия в народной терминологии русского населения Пермского края / А. В. Черных // Вопросы ономастики. – 2019. – №16(2). – C. 85-110.
Аннотация: В статье на основе архивных и полевых материалов рассматриваются особенности народной терминологии, связанной с обозначением разных старообрядческих согласий в русских локальных традициях Пермского Прикамья. В регионе функционирует множество терминов и их вариантов, обозначающих представителей разных старообрядческих согласий. В сложной конфессиональной структуре русского населения Пермского края бытование целой системы названий было необходимо для выстраивания конфессиональной идентичности и определения конфессиональных границ. Изучаются особенности научной терминологии, связанной с обозначением данных названий, определяется, что наиболее приемлемым для данной группы лексики следует считать термин конфессионим, уже имеющий широкое использование. Исследуются основные принципы номинации старообрядческих согласий в народной речи — географический, антропонимический, символический. Определяется, что наиболее распространенными можно считать названия, происходящие от антропонимов и ойконимов. Народные названия старообрядческих согласий отражают реальные исторические факты и события локальной истории, в них также проявились особенности, объяснимые только спецификой старообрядческой культуры. Приводятся основные лексические единицы, зафиксированные для обозначения старообрядцев часовенного, поморского, белокриницкого, беглопоповского согласий и единоверцев. Для каждого согласия приводятся основные номинации, рассматриваются особенности их употребления и примеры из диалектной речи русских Пермского Прикамья. Значительную часть зафиксированных в регионе названий можно отнести к общеупотребительным и широко распространенным в России и за ее пределами; ряд конфессионимов — это официальные и научные названия того или иного согласия. В то же время значительную часть составляют локальные названия, принятые и распространенные в том или ином районе рассматриваемого региона, а нередко характерные только для локальной традиции одного населенного пункта.
The study deals with locally specific features of popular terminology related to various Old Ritualist groups in the traditional Russian culture of the Perm-Kama region. The collections of archival and field materials the author refers to offer a wide variety of such terms and their variants. Their abundance is due to the complex confessional structure of the Russian population of the Perm land where distinguishing between religious groups was necessary for building confessional identity and setting confessional boundaries. A closer look at the features of the scientific terminology related to these names suggests that the widespread term confessionism can be considered the most appropriate for this group of vocabulary. The paper also explores the ways these names of Old Ritualist communities have occurred in popular speech — by isolating the geographical, the anthroponymic, and the symbolic pattern. As it turns out, the group derived from personal and place names proves most productive. Context-wise, the popular names of Old Ritualist confessions refl ect historical facts and events of the local history, as well as features that can only be explained within the Old Believer culture. The paper describes the main lexical units related to Old Ritualist denominations — chasovennye (“the Chapel group”), pomortsy (“the shore-dwellers”), popovtsy (“the priestists”), the Belokrinitsky Agreement (after the Bila Krynytsia village), Beglopopovtsy (dissenters from “popovtsy”) and edinovertsy (“people of the same faith”). The paper enlists the most common names for each group, as well as it comments on the peculiarities of their usage and examples from the dialect speech of the Russian Perm-Kama region. A significant part of the names recorded in the region are commonly used both in Russia and abroad; a number of confessionisms are the official and scientific names of a particular Old Believer group. At the same time, a significant part consists of local names, tied to the particular region under consideration, and often typical only to this location.
Ключевые слова: СТАРООБРЯДЦЫ
СТАРОВЕРЫ
СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ СОГЛАСИЯ
НАРОДНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
КОНФЕССИОНИМЫ
ПЕРМСКОЕ ПРИКАМЬЕ
ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА
RUSSIAN LANGUAGE
OLD RITUALISTS
OLD BELIEVERS
OLD BELIEVER GROUPS
POPULAR TERMINOLOGY
CONFESSIONS
PERM-KAMA REGION
DIALECT VOCABULARY
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/81276
Идентификатор SCOPUS: 85069893533
Идентификатор WOS: WOS:000511138900003
ISSN: 1994-2400 (Print)
1994-2451 (Online)
DOI: 10.15826/vopr_onom.2019.16.2.016
Сведения о поддержке: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 19-18-00117).
The study is supported by the Russian Science Foundation (project 19-18-00117).
Карточка проекта РНФ: 19-18-00117
Источники: Вопросы ономастики. 2019. Том 16. № 2
Располагается в коллекциях:Вопросы ономастики

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
vopon_2019_2_005.pdf448,63 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.