Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/81253
Название: Личные имена в детской речи: процесс освоения
Другие названия: Personal Names in Children's Speech: The Process of Acquisition
Авторы: Доброва, Г. Р.
Dobrova, G. R.
Дата публикации: 2014
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Доброва Г. Р. Личные имена в детской речи: процесс освоения / Г. Р. Доброва // Вопросы ономастики. – 2014. – № 2 (17). – С. 103-111.
Аннотация: The article discusses the process of children’s understanding of the differences between proper and common names. The author emphasizes the role of the anthropocentric approach to personal names, especially when it is based on the study of the ontogenetic development of linguistic capacity focusing on the mechanisms of the formation of mental patterns of proper names, in particular — of personal names, and of their special linguistic status as (relatively) “strict” designators. Analyzing recordings of children’s spontaneous speech and experimental data, the author argues that the study of the early stages of personal names acquisition, in comparison with the acquisition of common nouns, highlights such significant features of a child’s developing mind as the ability to distinguish between identifying and generalizing linguistic signs, to construct hyponym/hyperonym relations going from individual to the most generalized designations (from personal name to common nouns of different kinds, including relative, completely depending on the reference point, and reciprocal ones, e. g. kinship terms). Additionally, the author shows that the anthropocentric approach emphasizes such properties of personal names as their coreferentiality, relativity and their capacity to act as semiotic shifters as far as the choice of the form of a name depends on the social relations between the speaker and his addressee and their respective positions in the social hierarchy.
В статье рассматривается процесс осознания детьми различий между собственными и нарицательными существительными. На материале записей спонтанной речи детей и экспериментальных данных, с одной стороны, доказывается, что изучение ранних стадий процесса освоения личных имен детьми в сравнении с процессом освоения ими апеллятивной лексики позволяет выявить такие важнейшие особенности формирующегося языкового сознания, как способность к разграничению идентифицирующих / генерализующих языковых знаков, к выстраиванию гипо-гиперонимической иерархии имен — от индивидуального обозначения референта до максимально обобщенного его обозначения (от антропонима до различных видов апеллятивов, включающих сложные, релятивные, всецело зависящие от точки отсчета, в том числе реципрокные, языковые знаки — термины родства). С другой стороны, автор показывает, что антропоцентрический подход к личному имени как к языковому знаку, в особенности базирующийся на исследовании процесса формирования языковой личности в онтогенезе, позволяет акцентировать внимание на таких свойствах личного имени, как кореферентность личных имен и терминов родства, релятивность, а также шифтерность личных имен, т. е. зависимость выбора говорящим формы имени от отношений именуемого и именующего в иерархии социальных отношений.
Ключевые слова: RUSSIAN LANGUAGE
ANTHROPONYMY
ANTHROPOCENTRIC LINGUISTICS
ONTOLINGUISTICS
LANGUAGE ONTOGENESIS
SHIFTERS
SEMANTIC RELATIVITY
РУССКИЙ ЯЗЫК
АНТРОПОНИМИЯ
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА
ОНТОЛИНГВИСТИКА
РЕЧЕВОЙ ОНТОГЕНЕЗ
ШИФТЕРЫ
РЕЛЯТИВНОСТЬ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/81253
ISSN: 1994-2400 (Print)
1994-2451 (Online)
Источники: Вопросы ономастики. 2014. № 2 (17)
Располагается в коллекциях:Вопросы ономастики

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
vopon_2014_2_009.pdf241,14 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.