Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/79815
Название: | Лечебно-защитные личные имена в традиционной татарской культуре |
Другие названия: | Healing-Protective Personal Names in the Traditional Tatar Culture |
Авторы: | Хазиева-Демирбаш, Г. C. Khaziyeva-Demirbash, G. S. |
Дата публикации: | 2017 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Хазиева-Демирбаш Г. C. Лечебно-защитные личные имена в традиционной татарской культуре / Г. C. Хазиева-Демирбаш // Вопросы ономастики. – 2017. – Т. 14. – №. 3. – С. 72-83. |
Аннотация: | The article examines specifi c Tartar personal names which are supposed to protect children from disease, adversity, and death. Drawing on folklore and ethnographic data, the author distinguishes between the two main types: names that do not require any ritual, and those historically associated with some or other ritual actions. The fi rst type includes “stopping,” “protective-wishful” and “averting” (“bad”) names; the second type is represented by personal names related to the rites of renaming or selling a child. As the author illustrates, Tatar native speakers believe that the former can “stop” death (such as Tuktamysh, Tuktar, Tuktasyn, etc. — derived from the verbal stem tukta ‘stop’) or protect the child, like the names with components timer ‘iron’ (Mintimer, Timerbay), bulat ‘steel’ (Aibulat, Bulat, Timerbulat), tash ‘stone’ (Biktash, Tashbai, Tashlyyar); the names with a negative meaning (like Sasyk ‘Smelly’, Yaman ‘Bad,’ etc.) are also considered to have protective impact. The latter type is exemplifi ed, fi rstly, by names with the components min and cal meaning ‘birthmark’: Mielebulat, Migaleali, Milelebik; Kalpik, Kalystan, etc. — historically formed and often associated with the “ritual” renaming of the child. Secondly, the same type includes names refl ecting the rite of “sale”: Satar ‘will sell,’ Satubal ‘buy,’ Satubaldy ‘bought,’ etc. As the article shows, all the considered varieties of Tatar healing-protective names have parallels in other Turkic languages, which means they may date back to the Old Turkic nominative patterns. В статье рассматриваются характерные для татарской культуры личные имена, направленные на защиту детей от болезней, невзгод, смерти. Опираясь на фольклорно-этнографические материалы, автор выделяет в этом антропонимическом корпусе два основных типа: имена, не предполагающие проведения обряда, и имена, исторически связанные с теми или иными обрядовыми действиями. К первому типу в статье отнесены «останавливающие», «защитно-пожелательные» и «отвращающие» («плохие») имена; второй тип представляют антропонимы, связанные с обрядами переименования или продажи ребенка. Как показано автором, в сознании носителей татарского языка имена первого типа нацелены главным образом на то, чтобы «остановить» смерть (Туктамыш, Туктар, Туктасын и т. п. — от глагольной основы тукта- ‘остановись’) или защитить ребенка путем присвоения ему имени с компонентами тимер ‘железо’ (Минтимер, Тимербай), булат ‘сталь’ (Айбулат, Булат, Тимербулат), таш ‘камень’ (Бикташ, Ташбай, Ташлыяр); с целью защиты используются также имена с негативной семантикой (Сасык ‘Вонючий’, Яман ‘Плохой’ и т. п.). В рамках второго типа автор, во-первых, выделяет имена с компонентами мин и кал ‘родинка’: Миңлебулат, Миңлегали, Миңлебикə; Калпикə, Калыстан и др. — исторически подобные имена нередко были связаны с «обрядовым» переименованием ребенка. Во-вторых, к этому же типу отнесены имена, отражающие обряд «продажи»: Сатар ‘Продаст’, Сатубал ‘Купи’, Сатубалды ‘Купил’ и т. п. Как показано в статье, все рассмотренные разновидности татарских лечебно-защитных имен имеют параллели в других тюркских языках, т. е., вероятно, восходят к древнетюркским номинативным моделям. |
Ключевые слова: | TATAR LANGUAGE TATAR CULTURE TATAR PERSONAL NAMES ANTHROPONYMY HEALINGPROTECTIVE NAMES RITUAL OF RENAMING A CHILD RITUAL OF SELLING A CHILD ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК ТАТАРСКАЯ КУЛЬТУРА ТАТАРСКИЕ ЛИЧНЫЕ ИМЕНА АНТРОПОНИМИКА ЛЕЧЕБНО-ЗАЩИТНЫЕ ИМЕНА ОБРЯД ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ РЕБЕНКА ОБРЯД ПРОДАЖИ РЕБЕНКА |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/79815 |
Идентификатор РИНЦ: | 30612213 |
Идентификатор SCOPUS: | 85034032324 |
Идентификатор WOS: | WOS:000439839900004 |
ISSN: | 1994-2400 (Print) 1994-2451 (Online) |
DOI: | 10.15826/vopr_onom.2017.14.3.023 |
Источники: | Вопросы ономастики. 2017. Том. 14. № 3 |
Располагается в коллекциях: | Вопросы ономастики |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
vopon_2017_3_006.pdf | 374,96 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.