Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/79704
Название: | Жест отчаяния в повести Ф. М. Достоевского «Кроткая» и ее театральные интерпретации |
Другие названия: | A Gesture of Despair in Dostoevsky’s Short Story A Gentle Creature and Its Theatrical Interpretations |
Авторы: | Отева, К. Н. Oteva, K. N. |
Дата публикации: | 2019 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Отева К. Н. Жест отчаяния в повести Ф. М. Достоевского «Кроткая» и ее театральные интерпретации / К. Н. Отева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 4 (193). — С. 92-104. |
Аннотация: | В статье исследуется поэтика жеста в повести Ф. М. Достоевского «Кроткая», ранее не становившаяся предметом специального внимания достоевсковедения. Цель статьи — проанализировать особенности жестового поведения героев в моменты отчаяния, а также показать, как современные театральные постановки по произведению выявляют важность невербального уровня изображения человека в художественном мире «Кроткой». Автор делает вывод о том, что в кризисные эпизоды повествования (хождение вокруг тела мертвой жены, борьба двух воль в сцене с револьвером, самоубийство Кроткой) актуализируются ключевые кинетические мотивы повести: движение по отношению друг к другу и смотрение друг на друга. Жесты смотрения связаны с желанием понять другого. Постижение чужой правды начинается со взгляда на тело мертвой женщины; жест отведения и закрывания глаз в сцене с револьвером демонстрирует отказ понять страдание другого человека. Анализ жестов, описывающих передвижения Закладчика и Кроткой по отношению друг к другу, показывает, что герои поочередно пытаются сблизиться, но вместо этого неуклонно отдаляются. В самоубийстве Кроткой жест превращается в поступок: героиня выбирает движение не навстречу Закладчику, а, наоборот, от него. На примере анализа постановок в театре «Мастерская» и БДТ им. Г. А. Товстоногова показано, что смыслы, заложенные в произведении на уровне жеста, прочитываются современной культурой в контексте проблемы диалога. Театр высвечивает в тексте Достоевского противоречие между отъединенностью человека от других и вместе с тем его потребностью в понимании и любовном принятии. This article studies the poetics of gesture in Dostoevsky’s short story A Gentle Creature, which has never been a subject of a specific focus in studies dedicated to Dostoevsky. The purpose of the article is to analyse the characters’ gesture behaviour in the moments of despair and to show how modern theatres staging this short story reflect the importance of the non-verbal layer of human portrayal in the artistic world of A Gentle Creature. The author of the article concludes that the key kinetic motifs of the short story (moving towards one another and looking at one another) become particularly important in the critical episodes of the narration: walking around the body of a dead wife, the battle of wills in the episode with the revolver, the suicide of the Gentle Creature, etc. Gestures related to viewing reveal the desire to understand the other person. Understanding another person’s truth starts with a glance at the body of a dead woman. Gestures of looking aside and closing one’s eyes which ones sees in the episode with the revolver show refusal to understand another person’s sufferings. Analysis of gestures describing movements of the Pawnbroker and the Gentle Creature towards one another shows that the characters try to get closer in turn, but continuously move away from each other instead. The suicide of the Gentle Creature is a gesture that becomes a deed: the heroine chooses a movement that does not bring her closer to the Pawnbroker but takes her farther away from him. Referring to theatrical productions made by the Masterskaya St Petersburg Theatre and the Tovstonogov Bolshoi Drama Theatre, the author shows that the message hidden in the short story at the gesture level is perceived by modern culture in the context of the dialogue problem. The theatre reveals the contradiction between the actual isolation of a person from others and their need to be understood, loved, and accepted in Dostoevsky’s text. |
Ключевые слова: | ДОСТОЕВСКИЙ «КРОТКАЯ» ЖЕСТ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ДИАЛОГ DOSTOEVSKY A GENTLE CREATURE GESTURE INTERPRETATION THEATRE ADAPTATION DIALOGUE |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/79704 |
Условия доступа: | Creative Commons Attribution License |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
Идентификатор РИНЦ: | https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42480757 |
Идентификатор WOS: | WOS:000512292500006 |
ISSN: | 2587-6929 2227-2283 |
DOI: | 10.15826/izv2.2019.21.4.069 |
Сведения о поддержке: | Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта «Достоевский в медийном пространстве современной русской культуры», № 18-012-90003. The research is supported by the Russian Foundation for Basic Research within the project “Dostoevsky in the Media Space of Modern Russian Culture”, No. 18-012-90003. |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 4 (193) |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2019-193-06.pdf | 144,68 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons