Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/79702
Название: Техника изготовления и художественная форма книги на Московском печатном дворе XVI–XVII вв.
Другие названия: Book Printing Techniques and Artistic Form at the Moscow Print Yard between the 16th and17th Centuries
Авторы: Хромов, О. Р.
Khromov, O. R.
Дата публикации: 2019
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Хромов О. Р. Техника изготовления и художественная форма книги на Московском печатном дворе XVI–XVII вв. / О. Р. Хромов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 4 (193). — С. 59-75.
Аннотация: Статья посвящена исследованию техники изготовления книги на Московском печатном дворе и ее влияния на внешние особенности книги, ее художественную форму. Методика исследования основана на методах гравюроведения и книговедения, впервые продемонстрированных в настоящей статье. Выявлено, что основа технологических процессов на Московском печатном дворе зависела и определялась применением олова в качестве типографского металла для изготовления литер. Физические особенности олова не позволяли получать высоких тиражей, что побуждало к специфической организации книгопроизводства, использованию большого числа станов, применению «образцового набора» и пр. В статье впервые описана техника книгопроизводства, применявшаяся на Московском печатном дворе. Она основана на изготовлении литых оловянных форм с декоративных и иллюстративных элементов, выполненных в технике ксилографии. Эта техника напоминает стереотип и является его предшественницей. Первая иллюстрация, выполненная в этой технике, напечатана в Апостоле 1684 г. В статье описаны особенности изготовления и применения ксилографии (гравюры на дереве) в московских книгах. Описан процесс ремонта деревянных досок для иллюстраций на Московском печатном дворе. Впервые технологические циклы книгопечатания на Московском печатном дворе показаны с точки зрения применения материалов и их полиграфических возможностей и как единый процесс создания книги. Показано, что внешность, художественная форма московской книги во многом зависели от технологии, применяемых материалов. Техника книги определяла возможности использования художественных средств в создании визуального образа книги. В то же время техника московской книги позволяла сохранять печатную книгу в традиционной эстетике книжной культуры, основанной на эстетике рукописной книги.
This article is devoted to the study of the book printing techniques in the Moscow Print Yard and their influence on the external features of the book and its artistic form. The research is based on engraving and book studies methods which have not been employed previously. It is established that the basis of the technological processes at the Moscow Print Yard depended on and was determined by the use of tin to make movable types. The physical features of tin made it impossible to produce a large number of copies which conditioned a specific organisation of book production, the use of a large number of mills, the use of an “exemplary set”, etc. The article describes the book printing techniques used at the Moscow Print Yard which has not been done before. The techniques were based on the manufacture of cast tin forms with decorative and illustrative elements made in the technique of wood engraving. This technique resembles and is the predecessor of the stereotype. The first illustration made in this technique was printed in the Apostle in 1684. The article describes the features of the manufacture and use of woodcuts in Moscow books. Additionally, the author describes the repair process of woodcuts at the Moscow Print Yard. For the first time, the technological cycles of printing at the Moscow Print Yard are described in terms of the use of materials and their printing capabilities and as a single process of creating a book. It is shown that the appearance and the artistic form of the Moscow book were largely dependent on the technology and the materials used. The technique of the book determined the possibilities of using artistic means in creating the artistic image of the book. At the same time, the technique of the Moscow book made it possible to preserve a printed book in the traditional aesthetics of book culture based on the aesthetics of a manuscript.
Ключевые слова: ТЕХНИКА КНИГИ
СТЕРЕОТИП
МОСКОВСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ ДВОР
ГРАВЮРА
КСИЛОГРАФИЯ
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ГРАВЮРЫ
ИСТОРИЯ РУССКОЙ КНИГИ
ИСКУССТВО КНИГИ
BOOK TECHNIQUE
STEREOTYPE
MOSCOW PRINT YARD
ENGRAVING
WOODCUT
HISTORY OF RUSSIAN ENGRAVING
HISTORY OF RUSSIAN BOOKS
BOOK ART
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/79702
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42480755
Идентификатор WOS: WOS:000512292500004
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2019.21.4.067
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 4 (193)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2019-193-04.pdf156,77 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons