Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/79690
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorАлексеев, Е. П.ru
dc.contributor.authorСмекалов, И. В.ru
dc.contributor.authorAlekseev, E. P.en
dc.contributor.authorSmekalov, I. V.en
dc.date.accessioned2020-02-06T12:02:20Z-
dc.date.available2020-02-06T12:02:20Z-
dc.date.issued2019-
dc.identifier.citationАлексеев Е. П. Петр Соколов — уполномоченный Свободных государственных художественных мастерских: судьба реформатора / Е. П. Алексеев, И. В. Смекалов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 4 (193). — С. 165-181.ru
dc.identifier.issn2587-6929online
dc.identifier.issn2227-2283print
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/79690-
dc.descriptionПоступила в редакцию 28.05.2019. Принята к печати 19.11.2019.ru
dc.descriptionSubmitted on 28 May, 2019. Accepted on 19 November, 2019.en
dc.description.abstractНастоящая статья является первой научной публикацией, в которой анализируется творческий путь П. Е. Соколова (1886–1967), художника авангарда, сотрудника отдела ИЗО Наркомпроса, организатора Свободных государственных художественных мастерских (СГХМ) в Воронеже, Перми, Екатеринбурге, Пензе в 1918–1921 гг. Долгое время имя художника было практически забыто, а в появившихся в 1960–1970-е гг. мемуарах его упоминали исключительно с негативной оценкой. Процесс «революционного преобразования» шел сложно, невозможно было не учитывать циркуляры и предписания из центра и специфику учебных заведений старой школы, на базе которых возникали региональные СГХМ. Не просто складывались отношения с коллегами и партийным руководством на местах. Поэтому столь неоднозначны и противоречивы оценки деятельности «комиссара от искусства». Возникший в наши дни интерес к личности художника связан с процессом изучения истории СГХМ. Комплексное исследование опубликованных и вновь выявленных документальных материалов о революционных реформах в системе художественного образования в 1918–1920 гг. позволило выявить творческую позицию Соколова, его место в системе разнообразных левых направлений в искусстве этого времени. Новые свидетельства и архивные документы дают возможность определить основные этапы творчества мастера, реконструировать его деятельность в качестве уполномоченного региональных СГХМ и проанализировать сохранившиеся произведения. Самоотверженный подвижник и максималист, Петр Соколов прилагал немало сил, пытаясь изменить художественную жизнь российской провинции. Образцы его живописи и графики 1918–1923 гг. позволяют сделать вывод о том, что он развивал сезаннизм, кубизм и кубофутуризм. Тенденция к выходу за пределы жестко очерченных «канонов», отсутствие стилистических границ, определенный эклектизм — основы творческого метода, обеспечившие Соколову широкое поле для формальных экспериментов. Используя наработки мастеров авангарда, испытывая сильное влияние столь разных по установкам художников, как И. Машков, К. Малевич, П. Кузнецов, Соколов стремился найти «свою линию», сохраняя творческую независимость и индивидуальность.ru
dc.description.abstractThis article is the first scholarly publication that analyses the creative path of P. E. Sokolov (1886–1967), an avant-garde artist, an employee at the Department of Fine Arts of the People’s Commissariat of Education, organiser of Free State Art Workshops (SGHM) in Voronezh, Perm, Yekaterinburg, and Penza between 1918 and 1921. For a long time, the artist’s name was almost forgotten, and in the memoirs that appeared in the 1960s–1970s he was mentioned only in the negative light. The process of “revolutionary transformation” was difficult, it was impossible not to take into account the circulars and regulations from the centre and the peculiarities of the old school educational institutions which regional SGHM were based on. Relations with colleagues and party leaders were not easy. That is why, the assessments of the “Commissioner of Art” are so ambiguous and contradictory. The interest in the artist’s personality that has arisen nowadays is connected with the process of studying the history of the SGHM. A comprehensive study of published and newly identified documentary materials on the revolutionary reforms in the system of art education between 1918 and 1920 reveals Sokolov’s creative position and his place in the system of various left-wing trends in the art of the time. New evidence and archival documents make it possible to identify the main stages of the master’s work, reconstruct his activities as an authorised regional SGHM, and analyse the surviving works. Being a selfless ascetic and maximalist, Pyotr Sokolov made a lot of effort trying to change the artistic life of the Russian province. Examples of his paintings and drawings from 1918–1923 allow the authors to conclude that he developed, to some extent, Cubism and Cubo-Futurism. The tendency to go beyond the rigidly defined “canons”, the lack of stylistic boundaries, a certain eclecticism — these are the foundations of the creative method which provided Sokolov with a wide field for formal experiments. Referring to the masters of avant-garde, experiencing strong influence of such artists as I. Mashkov, K. Malevich, and P. Kuznetsov, Sokolov sought to find “his own line”, while preserving creative independence and individuality.en
dc.description.sponsorshipСтатья выполнена при поддержке РФФИ, проект № 19-012-00193А «ВХУТЕМАС в образах мировой культуры XX–XXI вв.: Наследие и современность».ru
dc.description.sponsorshipThe article is supported by the Russian Foundation for Basic Research, project 19-012-00193A “VKHUTEMAS in the Images of the World Culture of the 20th–21st Centuries: Heritage and Modernity”.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherУральский федеральный университетru
dc.relation.ispartofИзвестия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 4 (193)ru
dc.rightsCreative Commons Attribution Licenseen
dc.rights.urihttps://creativecommons.org/licenses/by/4.0/-
dc.subjectОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО 1910–1920-Х ГОДОВru
dc.subjectАВАНГАРДru
dc.subjectСГХМru
dc.subjectСОКОЛОВ П. Е.ru
dc.subjectRUSSIAN ART OF THE 1910S–1920Sen
dc.subjectAVANT-GARDEen
dc.subjectSGHMen
dc.subjectSOKOLOV P. E.en
dc.titleПетр Соколов — уполномоченный Свободных государственных художественных мастерских: судьба реформатораru
dc.title.alternativePyotr Sokolov — Commissioner of Free State Art Workshops: the Fate of the Reformeren
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=42480763-
dc.identifier.doi10.15826/izv2.2019.21.4.074-
local.contributor.employeeАлексеев, Евгений Павловичru
local.description.firstpage165-
local.description.lastpage181-
local.issue4 (193)-
local.volume21-
dc.identifier.wosWOS:000512292500011-
local.fund.rffi19-012-00193А-
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2019-193-11.pdf6,41 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons