Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.urfu.ru/handle/10995/79325
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorКонявская, Е. Л.ru
dc.contributor.authorKonyavskaya, Е.en
dc.date.accessioned2019-12-26T06:56:45Z-
dc.date.available2019-12-26T06:56:45Z-
dc.date.issued2019-
dc.identifier.citationКонявская Е. Л. Древнерусский преподобный при кончине / Е. Л. Конявская // Quaestio Rossica. — 2019. — Т. 7, № 4. — С. 1057-1066.ru
dc.identifier.issn2313-6871online
dc.identifier.issn2311-911Xprint
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/79325-
dc.descriptionThe article was submitted on 09.12.2018.en
dc.description.abstractIn recent decades, Russian scholars have focused on thanatological motifs in literature which have already borne fruitful results in the foreign academic tradition. However, the works of medieval Russian literature have not yet been considered from such a position. This article analyses the Lives of Feodosii Pechersky and Avraamii Smolensky, revealing ideas about the end of earthly life and the transition to the afterlife. The author analyses narratives about the last days of the monks, direct statements of the saints and hagiographers about these phenomena, and other subjects related to this issue. The author compares the thanatological motifs in the Life of Theodosius and in Greek hagiography (the Life of Sabbas the Sanctified, Life of Euthymius the Great, Life of St Anthony the Great), which a medieval Russian writer could rely on. It is established that the outline of events in Byzantine hagiography is in many cases similar to the corresponding texts of the Life of Feodosii. However, it is only in Nestor’s work that we find a reflection on the end of earthly life and the fate of the soul after death. There is no such reflection in the story of the repose of Feodosii in The Tale of Bygone Years. In the Life of Avraamii Smolensky, thanatological subjects take up a lot of space because they were central to Avraamii’s preaching. As a result of the study of this hagiography, it can be concluded that the two highly educated and talented old Russian hagiographers Nestor and Efrem reflected the mystical aspirations of the time and portrayed for their descendants the ideas of the intellectual elite about the mystery of the human soul’s transition from earthly life to another world and the expectations of the Second Coming.en
dc.description.abstractИсследования танатологических мотивов в литературе, имеющие плодотворные результаты в зарубежной научной традиции, в последние десятилетия стали активно проводиться и российскими учеными. Однако произведения древнерусской литературы до сих пор не подвергались целенаправленному анализу с таких позиций. В статье выявлены и проанализированы тексты в житиях Феодосия Печерского и Авраамия Смоленского, касающиеся представлений наших предков о конце земной жизни и переходе в инобытие. Анализируются повествования о последних днях преподобных, прямые высказывания самих святых и агиографов об этих феноменах и другие сюжеты, связанные с данной проблематикой. Проведено сравнение танатологических мотивов в Житии Феодосия Печерского и в греческих житиях (Житие Саввы Освященного, Житие Евфимия Великого, Житие Антония Великого), на которые мог опираться древнерусский сочинитель. Установлено, что событийная канва византийских житий во многих случаях сходствует с соответствующими текстами Жития Феодосия. Однако рефлексия относительно конца земной жизни и посмертной судьбы души присуща только произведению Нестора. Нет такой рефлексии и в повествовании о преставлении Феодосия в Повести временных лет. В Житии Авраамия Смоленского танатологической тематике отведено немало места в силу того, что она была главной в проповедях самого Авраамия. В результате изучения этих памятников агиографии раннего периода можно заключить, что два исключительно образованных и талантливых древнерусских агиографа Нестор и Ефрем отразили в своих сочинениях мистические устремления эпохи и запечатлели для потомков представления интеллектуальной элиты того времени о тайне перехода человеческой души от земной жизни в иной мир и ожидания Второго пришествия.ru
dc.description.sponsorshipРабота выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16–04–00523 «Танатологический дискурс русской словесности XI–XX веков в аспекте межкультурной коммуникации».ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherИздательство Уральского университетаru
dc.relation.ispartofQuaestio Rossica. 2019. Т. 7. № 4en
dc.subjectOLD RUSSIAN HAGIOGRAPHYen
dc.subjectLAST JUDGMENTen
dc.subjectSALVATION OF THE SOULen
dc.subjectTHEME OF DEATHen
dc.subjectTHE REVERENDen
dc.subjectДРЕВНЕРУССКАЯ АГИОГРАФИЯru
dc.subjectСТРАШНЫЙ СУДru
dc.subjectСПАСЕНИЕ ДУШИru
dc.subjectТЕМА СМЕРТИru
dc.subjectПРЕПОДОБНЫЕru
dc.titleДревнерусский преподобный при кончинеru
dc.title.alternativeMedieval Russian Saints and Deathen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=42452581-
dc.identifier.doi10.15826/qr.2019.4.424-
dc.identifier.scopus85077034471-
local.description.firstpage1057-
local.description.lastpage1066-
local.issue4-
local.volume7-
dc.identifier.wosWOS:000510178900002-
local.identifier.eid2-s2.0-85077034471-
local.fund.rffi16-04-00523-
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_4_2019_02.pdf633,42 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.