Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/76945
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorРогачева, Н. А.ru
dc.contributor.authorRogacheva, N. A.en
dc.date.accessioned2019-10-04T13:43:00Z-
dc.date.available2019-10-04T13:43:00Z-
dc.date.issued2019-
dc.identifier.citationРогачева Н. А. Сибирь в художественной оптике Анны Ахматовой (контекст стихотворения «Немного географии») / Н. А. Рогачева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 3 (190). — С. 75-84.ru
dc.identifier.issn2587-6929online
dc.identifier.issn2227-2283print
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/76945-
dc.descriptionПоступила в редакцию 21.05.2019. Принята к печати 21.06.2019.ru
dc.descriptionSubmitted on 21 May, 2019. Accepted on 21 June, 2019.en
dc.description.abstractВ статье рассматривается структура сибирского текста в поэзии и прозе Анны Ахматовой, преимущественно сложившегося в ее творчестве 1930–1940-х гг. Цель исследования — установление повторяющихся, системных признаков авторского пространства Сибири с учетом методологических принципов рассмотрения «психофизиологических» пространств, сформулированных в ряде работ В. Н. Топорова. Сибирский локус Ахматовой диалогически и полемически соотнесен с лирикой О. Мандельштама, прозой Л. Н. Толстого, поэзией ссыльных декабристов. В нем нет привычных для русской литературы «общих мест», ландшафтных деталей, место которых занимают имена собственные (топонимы, наименования лиц). Основным объектом историко-культурного комментария является стихотворение «Немного географии» («Не столицею европейской»), написанное одновременно с поэмой «Реквием» в 1937 г. В статье выявлены контекстные связи стихотворения с другими произведениями Ахматовой (поэма «Русский Трианон», «Поэма без героя» и др.), с лирикой А. И. Одоевского, с романами Л. Н. Толстого «Воскресение», «Война и мир» и др. Установлена структура перцептивного пространства в стихотворениях Ахматовой о Сибири, которая основана на подавлении зрительного восприятия и повторении ольфакторных признаков. Отказ от внешнего изображения Сибирской земли, акцент на интертекстуальном характере сенсорных мотивов позволяют предположить, что в художественной оптике Ахматовой Сибирь представлена как точка зрения на мир, как исток катастрофического сознания лирического субъекта и мотивировка пророческих форм лирического высказывания с их принципиальной незавершенностью и фрагментарностью композиции.ru
dc.description.abstractThis article examines the structure of Siberian text in Anna Akhmatova’s poetry and prose; this type of text took shape in her works in the 1930s–1940s. The purpose of this study is to establish recurrent systematic attributes of the author’s image of Siberian space relying on the methodological principles of scrutiny of “psychophysiological spaces” put forward by V. N. Toporov in some of his research. Akhmatova’s Siberian locus establishes a dialogue and debate with Osip Mandelstam’s poetry, Leo Tolstoy’s prose, and exiled Decembrists’ poetry. It does not have the usual “commonplaces” of Russian literature or landscape details; in their place, there are proper names (toponyms and people’s names). The primary object of this historical and cultural commentary is the poem A Little Geography (Not like a European Capital), written in 1937, at the same time as Requiem. This research demonstrates the poem’s context connections with other poems by Akhmatova (The Russian Trianon, Poem without a Hero, etc.), with Alexander Odoevsky’s poetry, Leo Tolstoy’s novels Resurrection and War and Peace, etc. In Akhmatova’s poetry about Siberia, the author of the article observes the structure of perceptive space which restrains the visual perception and builds on the repetition of olfactory references. The absence of a formal description of the Siberian territory and emphasis on the intertextual character of sensory motifs makes it possible to suggest that in Akhmatova’s artistic vision, Siberia is a vantage point, a source of the poet’s calamitous perception and a reason for prophetic phrasing represented in the incompleteness and fragmentariness of the composition of the poem.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherУральский федеральный университетru
dc.relation.ispartofИзвестия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 3 (190)ru
dc.rightsCreative Commons Attribution Licenseen
dc.rights.urihttps://creativecommons.org/licenses/by/4.0/-
dc.subjectАННА АХМАТОВАru
dc.subject«НЕМНОГО ГЕОГРАФИИ»ru
dc.subjectХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОПТИКАru
dc.subjectСИБИРСКИЙ ТЕКСТru
dc.subjectСИБИРСКИЕ ТОПОНИМЫru
dc.subjectИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬru
dc.subjectПСИХО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВОru
dc.subjectТОЛСТОЙ Л. Н.ru
dc.subjectОДОЕВСКИЙ А. И.ru
dc.subjectANNA AKHMATOVAen
dc.subjectSOME GEOGRAPHYen
dc.subjectARTISTIC VISIONen
dc.subjectSIBERIAN TEXTen
dc.subjectSIBERIAN TOPONYMSen
dc.subjectINTERTEXTUALITYen
dc.subjectPSYCHOPHYSIOLOGICAL SPACEen
dc.subjectLEO TOLSTOYen
dc.subjectALEXANDER ODOEVSKYen
dc.titleСибирь в художественной оптике Анны Ахматовой (контекст стихотворения «Немного географии»)ru
dc.title.alternativeSiberia in the Artistic Vision of Anna Akhmatova (the Context of A Little Geography)en
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://elibrary.ru/item.asp?id=41335852-
dc.identifier.doi10.15826/izv2.2019.21.3.048-
local.description.firstpage75-
local.description.lastpage84-
local.issue3 (190)-
local.volume21-
dc.identifier.wosWOS:000488491200004-
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2019-190-06.pdf1,98 MBAdobe PDFView/Open


This item is licensed under a Creative Commons License Creative Commons