Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/76944
Название: Семантика Нового года в поэзии Анны Ахматовой
Другие названия: New Year Semantics in Anna Akhmatova’s Poetry
Авторы: Серова, М. В.
Serova, M. V.
Дата публикации: 2019
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Серова М. В. Семантика Нового года в поэзии Анны Ахматовой / М. В. Серова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 3 (190). — С. 66-74.
Аннотация: В статье рассматривается семантика Нового года в общем контексте лирики Ахматовой. Автор задается целью уточнить значение этого события в свете осмысления автором не только личной судьбы, которую поэт связывает с влиянием на нее календарного цикла. Лирическая героиня поэзии Ахматовой чувствительно воспринимает календарный «сдвиг», результатом которого стало появление в России особого праздника — «Старый Новый год», что расширило период святочного карнавала, соединив при этом два Сочельника, отличавших Рождество Христово от Богоявления. В сознании лирической героини это наложило отпечаток на восприятие всей русской «праздничной» жизни. Этот психологический сюжет сопровождается трагическим эмоциональным фоном, где воспроизводятся события любого праздника, особенно Нового года как обещания «нового горя» — новой череды человеческих жизней, приносимых в жертву Танатосу в разных его ипостасях. Героиня Ахматовой постоянно ощущает себя в страшном для нее святочном хронотопе, в центре которого располагается Новый год. В славянской традиции святочный ритуал предполагал обряд «игры в покойника». Эта фольклорная традиция отразилась в ранней лирике Н. Гумилева, предопределив сюжет праздника мертвых в «Новогодней балладе», и первой части «Поэмы без героя» А. Ахматовой. Новогодняя семантика пропитана в этой художественной системе эсхатологическим смыслом в понимании динамики как личного существования, так и всей истории «некалендарного ХХ века». В исследовании представлена тематическая подборка текстов, не привлекавшая ахматоведов в этой связи (в том числе и тексты, не вошедшие в основные сборники). Сделанный отбор с сопровождающей его интерпретацией позволяет глубже проникнуть в сложную символическую структуру психологии личности Серебряного века, которой пришлось пережить глобальные исторические катаклизмы и искать им если не рационально-логическое, то иррационально-мистическое объяснение. Ахматова, всегда чувствительная к датам, на этом уровне пыталась мучительно понять трагический «ребус бытия».
This article examines New Year semantics in the context of Anna Akhmatova’s lyrical poetry. The author aims to define the meaning of this event in the context of the author’s conceptualisation going beyond Akhmatova’s personal destiny which she regards as affected by the calendar cycle. Akhmatova’s lyrical heroine is sensitive to the calendar shift which resulted in the emergence of a peculiar Russian holiday, the so-called “Old New Year”. It extended the period of Christmas carnival, thus combining two Christmas Eves which had distinguished Christmas from Epiphany. This affected the poet’s lyrical heroine’s perception of all Russian festive life. This psychological plot is accompanied by a tragical emotional background reproducing any holiday events, especially those of the New Year perceived as an omen of “new grief” and new human lives sacrificed to Thanatos in his different guises. Akhmatova’s heroine constantly perceives herself as being in Christmas Eve chronotope scary for her with the New Year in its centre. In the Slavic tradition, there existed a Christmas Eve ritual of “playing dead”. This folklore tradition was reflected in Nikolay Gumilyov’s early poetry, having predetermined the “feast day of the dead” plot in the New Year’s Ballad and the first part of the Poem without a Hero by Akhmatova. New Year semantics is permeated in this artistic system with eschatological sense in understanding dynamics both as personal existence and the entire history of the “split twentieth century”. The article considers a thematic selection of Akhmatova’s texts which have not been studied by researchers in this connection (including texts not to be found in her major collections). This selection accompanied by its interpretation makes it possible to look deeper into the complex symbolic structure of the psychology of a representative of the Silver Age who had to live through a number of global historical cataclysms searching for irrational and mystical explanations if not rational and logical ones. On this level, Akhmatova, who had always been sensitive to dates, painfully tried to solve the tragic riddle of being.
Ключевые слова: КАЛЕНДАРНЫЙ ЦИКЛ
РИТУАЛ
ПРАЗДНИЧНАЯ ОБРЯДНОСТЬ
НОВЫЙ ГОД
КОСМОГОНИЯ
СУДЬБА
ЖИЗНЬ
СМЕРТЬ
CALENDAR CYCLE
RITUAL
FESTIVE RITUALISM
NEW YEAR
COSMOGONY
DESTINY
LIFE
DEATH
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/76944
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=41335851
Идентификатор WOS: WOS:000488491200003
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2019.21.3.047
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 3 (190)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2019-190-05.pdf1,94 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons