Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/76941
Название: Анна Ахматова и «парижская нота»: к вопросу о поэтическом влиянии
Другие названия: Anna Akhmatova and the Paris Note: On the Issue of Poetic Influence
Авторы: Налегач, Н. В.
Nalegach, N. V.
Дата публикации: 2019
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Налегач Н. В. Анна Ахматова и «парижская нота»: к вопросу о поэтическом влиянии / Н. В. Налегач // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 3 (190). — С. 24-35.
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению влияния Анны Ахматовой на поэтику «парижской ноты». Такая постановка проблемы диктует обращение к историко-литературному подходу, в рамках которого выполнена работа. В центре внимания лирические системы А. Штейгера и Л. Червинской как наиболее полно воплощающие творческие установки этого течения. Сопоставительный анализ стихотворений А. Штейгера и Л. Червинской с лирикой А. Ахматовой 1910-х — начала 1920-х гг. в контексте ее осмысления в прижизненной критике с акцентом на оценки Г. Адамовича позволил выявить степень усвоения ее поэтических открытий на уровне тематики и стилевых решений. Среди таковых — интимизация содержания, диалогизация композиции, лаконизм поэтической формы, пуантировка лирического сюжета, сдержанность изобразительно-выразительных средств ради усиления психологического воздействия и убедительности лирического переживания. Творческий опыт А. Ахматовой воспринят представителями «парижской ноты» не без воздействия концепций Г. Адамовича о путях развития русской поэзии, в силу чего он мыслится в неразрывной связи с общеакмеистическими установками, традициями А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и И. Ф. Анненского. Этим объясняется значимость для рассматриваемых поэтических миров мотива совести. Тем не менее, учитывая, что основной период формирования и расцвета «парижской ноты» приходится на 1930-е гг., более востребованной в творчестве представителей «незамеченного поколения» оказывается ее любовная лирика и тема творчества, поскольку их разработка органично сочетается со стремлением младших поэтов русского зарубежья первой волны выразить жизнь отдельной души.
This article considers the influence of Anna Akhmatova on the poetics of the Paris Note. For the purpose of the study, the author employs the historical and literary approach referring to the lyrical systems of A. Steiger and L. Chervinskaya as they most fully embody the creative attitudes of the movement. Comparative analysis of the poems by Steiger and Chervinskaya and Akhmatova’s lyrical poetry of the 1910s — early 1920s in the context of its comprehension in Akhmatova’s lifetime criticism with an emphasis on assessments of G. Adamovich makes it possible to reveal the degree of assimilation of her poetic discoveries at the level of themes and style choices. Among these are content intimisation, dialogisation of composition, laconicism of poetic form, usage of special techniques to kindle the reader’s interest in the lyrical plot, and restraint of figurative and expressive means for the sake of enhancing the psychological impact and persuasiveness of the lyrical experience. The perception of Akhmatova’s creative experience by representatives of the Paris Note was not entirely free from Adamovich’s concepts concerning the ways of development of Russian poetry, which is why it is conceived in close connection with common acmeism attitudes and traditions of Pushkin, Dostoyevsky, and Annensky. This explains the significance of the motif of conscience for the poetic worlds under consideration. Nevertheless, given the fact that the main period of the formation and flourishing of the Paris Note happened the 1930s, its love poetry and the topic of creative work were more in demand in the work of representatives of the “unnoticed generation”, since their development is organically combined with the desire of younger Russian émigré poets of the first wave to express the life of an individual soul.
Ключевые слова: АХМАТОВА А.
АДАМОВИЧ Г.
ЧЕРВИНСКАЯ Л.
ШТЕЙГЕР А.
«ПАРИЖСКАЯ НОТА»
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
ВЛИЯНИЕ
AKHMATOVA A.
ADAMOVICH G.
CHERVINSKAYA L.
STEIGER A.
PARIS NOTE
POETIC TRADITION
INFLUENCE
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/76941
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=41335848
Идентификатор WOS: WOS:000488491200020
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2019.21.3.044
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 3 (190)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2019-190-02.pdf1,96 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons