Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/76934
Название: «Малой кровью, могучим ударом…»: Особенности конструирования образа Красной армии в советском предвоенном газетном дискурсе
Другие названия: “With Little Blood Shed and a Mighty Blow…”: The Peculiarities of Designing an Image of the Red Army in Soviet Prewar Newspaper Discourse
Авторы: Амиров, В. М.
Amirov, V. M.
Дата публикации: 2019
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Амиров В. М. «Малой кровью, могучим ударом…»: Особенности конструирования образа Красной армии в советском предвоенном газетном дискурсе / В. М. Амиров // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 3 (190). — С. 245-254.
Аннотация: Настоящая работа посвящена исследованию влияния идеологизированной социально-политической среды предвоенной Советской России на газетные тексты о развитии Красной армии, уровне ее боевой готовности, классовом характере формирования, ключевых политических установках обучения и воспитания, роли в обеспечении безопасности страны от воздействия внутренних и внешних врагов. В статье ставится задача проанализировать аспекты детерминирования публикаций о Красной армии политическими установками большевистской идеологии, выявить основные концепты советского предвоенного газетного дискурса, формирующие образ армии у военного и гражданского читателя. На многочисленных примерах из материалов главных газет страны показаны особенности функционирования этих концептов в дискурсе средств массовой информации предвоенного периода. Для реализации замысла и цели статьи использована методология критического дискурс-анализа, в ходе которого выявляются, классифицируются и характеризуются концептуализированные определения и политические метафоры, использованные в публикациях советских газет 1937–1940 гг. Источниками для анализа послужили публикации советских газет «Красная звезда», «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Литературная газета», посвященные различным вопросам развития Красной армии за 1937–1940 гг. Всего изучено более 50 публикаций, отобранных по ключевым словам армия, война, оборона, большевизм, враг. На основе проведенного исследования отобранных газетных публикаций делаются выводы о пропагандистском характере текстов о Красной армии. В этих текстах реальный журналистский анализ успехов и проблем боевой подготовки заменяется концептами политической агитации и пропаганды. Концепты носят характер аксиом, не нуждаются в доказательствах и призваны сформировать у читателей идеальный образ армии, готовой победить любого врага с небольшими потерями и на его территории.
This article examines the influence of the ideologised social and political environment of prewar Soviet Russia on newspaper texts about the Red Army, its tactical efficiency, class principle of formation, key political principles of teaching and upbringing, and the ability to protect the country from internal and external enemies. The author analyses aspects conditioning the determination of publications about the Red Army by Bolshevist ideology and establishes the main concepts of Soviet prewar newspaper discourse forming the image of the Army in the military and civilian reader. Referring to numerous examples from materials of the main newspapers of the country, the author demonstrates features of these concepts functioning in the discourse of mass media of the prewar period. For the purpose of the article, the author employs methods of critical discourse analysis revealing, classifying and characterising conceptualised definitions and political metaphors used in publications of the Soviet newspapers between 1937 and 1940. The article refers to issues of the Soviet newspapers Krasnaya Zvezda, Pravda, Izvestiya, Komsomolskaya Pravda, Literaturnaya Gazeta devoted to various aspects of the development of the Red Army between 1937 and 1940. Overall, the author considers over fifty publications containing the keywords “army”, “war”, “defense”, “Bolshevism”, and “enemy”. Based on the analysis of newspaper publications, the author draws some conclusions about the propaganda nature of texts about the Red Army. In these texts, the real journalistic analysis of progress and issues of battle training is replaced with concepts of political propaganda. They are presented as axioms with no need for proof and are designed to create an ideal image of the Army ready to defeat any enemy suffering insignificant losses and in the enemy’s territory.
Ключевые слова: АРМИЯ
ВОЙНА
ДИСКУРС
ОБОРОНА
БОЛЬШЕВИЗМ
ВРАГ
ПАРТИЯ
НАРОД
ARMY
WAR
DISCOURSE
DEFENSE
DISCOURSE
BOLSHEVISM
ENEMY
PARTY
PEOPLE
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/76934
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=41335863
Идентификатор WOS: WOS:000488491200015
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2019.21.3.059
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 3 (190)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2019-190-17.pdf1,96 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons