Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/75899
Название: Стратегические приоритеты классического университета: контент-анализ миссий
Другие названия: Strategic priorities of a classical university: mission content analysis
Авторы: Емельянова, И. Н.
Emelyanova, I. N.
Дата публикации: 2016
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Емельянова И. Н. Стратегические приоритеты классического университета: контент-анализ миссий / И. Н. Емельянова // Университетское управление: практика и анализ. — 2016. — № 105 (5). — С. 4-14.
Аннотация: Статья по типу исследовательская. Методологической основой статьи являются теоретические представления о социальных функциях классического университета, выказанные классиками «идеи университета». Основным методом исследования стал контент-анализ миссий. Выборку составили миссии 47 вузов, членов ассоциации классических университетов. Контент-анализ выполнял две взаимосвязанные задачи. Первая задача - определение удельного веса основных функций классического университета: обучающей, исследовательской, профессиональной, социокультурной, воспитательной. Вторая задача заключалась в выделении стратегических приоритетов в процессе реализации университетами обозначенных функций. Результаты исследования выявили лидирующие позиции обучающей, исследовательской функций, высокий удельный вес профессиональной функции и существенное отставание воспитательной функции. Наиболее выраженным стратегическим приоритетом в сфере реализации обучающей функции является функционирование университета в качестве образовательного центра региона. Развитие и реализация профессиональной функции устойчиво связана с социально-экономическим развитием региона. Реализуя исследовательскую функцию, классический университет развивается в сторону прагматизации науки, ориентируется на инновацион-ность результатов научного исследования. Социально-культурная функция направлена в первую очередь на сохранение культурных и духовных традиций. Воспитательная функция реализуется традиционно опосредованно, через реализацию других основных функций университета. Устойчиво обозначилась стратегия, ориентированная на личностный и интеллектуальный рост, лидерство и конкурентоспособность студентов. Слабым местом стратегической политики классических университетов является реализация сервисной функции, которая позволяет университету оставаться конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Практически не обозначена в качестве стратегического приоритета экспертная деятельность университета, которая позволяет университету расширять поле своего влияния на развитие экономики, политики, социальной жизни региона и страны. Дальнейшего развития требует предпринимательская функция. Стратегия развития предпринимательской функции связана с созданием условий для интеллектуально одаренных и мобильных преподавателей. В области межкультурного сотрудничества не развита в достаточной степени стратегия культурного обмена, межкультурное сотрудничество зачастую ограничивается культурным диалогом. Значительно ослаблена в области воспитания стратегия нравственного развития личности студента. Тема нравственности должна вернуться в университет, найти новое современное звучание. Областью применения результатов проведенного исследования является возможность пересмотра функции университета в соответствии с вызовами времени.
The article falls under research category. Methodologically it is based on theoretical image of classical university social functions formulated by "university idea". The main research method was mission content analysis. Research covered missions of 47 universities members of classical universities association. Content analysis performed two interrelated functions. The first task is to define the share of classical university main functions: teaching, research, professional, social, cultural and didactic. The second task is identifying strategic priorities on the stage of implementing abovementioned functions. The results of research demonstrated leading positions of teaching and research functions, significant role of professional function and considerable lag of didactic function. The most pronounced strategic priority in implementing teaching function is university functioning as an educational center of the region. By implementing research function university classical university is developing towards science pragmatization, innovative results of academic research. Social and cultural function is aimed at preserving cultural and spiritual traditions. Didactic function is implemented via other university functions. There is a stable tendency oriented towards personal and intellectual growth, leadership and competitiveness of students. The weak point of classical university strategic policy is service function implementation allowing university to remain competitive at educational services market. University expert activities which allow university to expand its influence over development of economic, political and social life of the country are almost unseen. Entrepreneurial function should also be developed. Entrepreneurial function development strategy is related to creating environment for intellectually gifted and mobile lecturers. In terms of cross-cultural cooperation attention should be paid to strategy of cultural exchange, as it is frequently limited to cultural dialogue. Moral development of students is not sufficiently emphasized in didactic sphere. The topic of morals should come back to the university and find its modern interpretation. This research results can be applied in reviewing university functions according to the challenges of time.
Ключевые слова: МИССИЯ
СТРАТЕГИЯ
ФУНКЦИЯ
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
«ИДЕЯ УНИВЕРСИТЕТА»
MISSION
STRATEGY
FUNCTION
CONTENT ANALYSIS
"UNIVERSITY IDEA"
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/75899
ISSN: 1999-6640
DOI: 10.15826/umj.2016.103.039
Сведения о поддержке: Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ «Формирование практико-ориентированной исследовательской деятельности педагога в многоуровневом университетском образовании». Регистрационный номер НИР: 114071440036.
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 105 (5)
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2016_5_4-14.pdf1,01 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.