Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/75884
Название: Трудоустройство выпускников и его связь с качеством высшего образования
Другие названия: Employment for University Graduates and its Measure the Higher Education Quality
Авторы: Сандлер, Д. Г.
Сущенко, А. Д.
Кузнецов, П. Д.
Печенкина, Т. Е.
Sandler, D. G.
Sushchenko, A. D.
Kuznetsov, P. D.
Pechenkina, Т. Е.
Дата публикации: 2018
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Трудоустройство выпускников и его связь с качеством высшего образования / Д. Г. Сандлер, А. Д. Сущенко, П. Д. Кузнецов, Т. Е. Печенкина // Университетское управление: практика и анализ. — 2018. — Том 22. — № 3. — С. 73-85.
Аннотация: Статья относится к категории кейсов, целью ее является изучение характеристик трудоустройства выпускников сразу после окончания вуза, а также попытка выявить, как результаты их стартовых профессиональных траекторий измеряют качество высшего образования. Авторы подчеркивают значимость исследования связи между рынком труда и системой высшего образования через механизмы обратной связи в форме опросов выпускников вузов, трудоустроившихся в течение полугода после выпуска, как с научной точки зрения (выявление особенностей развития образовательных, профессиональных траекторий выпускников), так и с практической точки зрения (эффективность инвестирования в воспроизводство вузами молодых высококвалифицированных кадров, их обучения и подготовки для регионального рынка труда). Опыт измерения качества образовательной среды Уральского федерального университета с учетом дизайна исследования позволяет сопоставить результаты социологического опроса выпускников 2017 г. в технике онлайн-анкетирования (отклик составил более 30 % от выпуска по широкому спектру параметров) с их академическими достижениями во время обучения в вузе, уровнем образования, направлением подготовки на основе внутриуниверситетских административных баз данных. Дополнительно представлен обзор показателей трудоустройства и стартовых заработных плат Мониторинга трудоустройства выпускников, который указывает на дифференциацию характеристик стартовых профессиональных траекторий выпускников вузов 2014 и 2015 гг. по уровню образования (бакалавриат, магистратура). Анализ этих данных также показал, что Уральский федеральный университет является крупнейшим вузом региона по выпуску молодых специалистов (10 % - от общей численности выпускников Уральского федерального округа). Результаты нашего исследования подтверждают вклад университета в подготовку молодых специалистов для региона: всего остались работать в регионе - 69 % выпускников бакалавриата 2017 г. выпуска и 79 % из числа выпускников магистратуры. Кейс Уральского федерального университета способствует расширению представления о том, каков в настоящее время вклад вуза в качество подготовки молодых специалистов разных уровней образования. Результаты исследования показали: выпускники ожидают, что при получении высшего образования они инвестируют в развитие своих профессиональных и карьерных траекторий, однако в их стартовых траекториях магистры могут рассчитывать лишь на премию к заработной плате в размере 8 %. Содержание программ базового образования весьма низко соответствует тем требованиям, которые предъявляют работодатели к современному специалисту (46 % бакалавров и 65 % магистров удовлетворены освоенными в вузе знаниями, навыками). Ключевой вывод исследования заключается в том, что вторичная занятость позволяет выпускникам более быстро интегрироваться на рынке труда, однако тем, кто продолжил свои образовательные траектории в магистратуре, аспирантуре чаще удается трудоустроиться по основной специальности. До 83 % магистров в среднем имеют работу, схожую с полученным высшем образованием. Для удовлетворения потребностей регионального рынка труда в высоко -квалифицированных специалистах и прогнозирования их выпуска необходимо формировать ценностные ориентации на поступление в магистратуру талантливых студентов, которым удалось к 3-4 курсу бакалавриата выявить в той или иной мере склонности к профессиональной деятельности, по которой они получили базовые знания, обучаясь в бакалавриате. Перспективой исследования является внедрение механизмов обратной связи от выпускников в региональных вузах в форме онлайн-опросов для комплексной оценки качества образовательных программ вузов Уральского федерального округа с использованием административных данных об образовательных траекториях выпускников.
The article belongs to the category of cases, and is aimed at investigating the characteristics of graduates’ employment immediately after university as well as attempting to understand how their starting professional trajectories results reflect the higher education quality. The authors emphasize the importance of studying the relationship between labour market and higher education system through feedback mechanisms with university graduates six month later after university in terms of scientific research (identifying the features of graduates’ educational and professional trajectories development) and in terms of practical implications (the effectiveness of investing in high-skilled specialties reproduction, their training and preparation for the regional labour market). The Ural Federal University experience in measuring the educational environment quality (taking into account the research design) allows for comparing the graduate sociological survey outcomes (responses over a wide range of parameters was more than 30 % output of graduates 2017) and university administrative database (the parameters of academic achievements, education levels, educational directions). In addition an overview of the employment indicators and starting salaries of the Alumni Employment Monitoring is presented, which indicates the differentiation of the characteristics of starting professional trajectories by the bachelor’s and master’s educational level of the university graduates of 2014 and 2015. Analysis of these data also shows that UrFU is the largest university in the region for young professionals’ production (10 % of the total graduates’ number in the Urals Federal District). Research results demonstrate contribution to the young specialists training for region needs: 69 % of bachelor’s degree graduates 2017 and 79 % of master’s degree graduates got the job in the region. The case of the Ural Federal University helps to extend he view of the university contribution to the young professionals training quality at different educational levels. Research results show that graduates expect their professional and career trajectories development from investments in higher education, however, master’s degree graduates in starting professional trajectories can count only on the salary premium in the amount of 8 %. The key conclusion of the study is as follows: combining work and study allows graduates to integrate into the labour market more quickly, but those who continue educational trajectories in the masters and post-graduate educational program, more often find a main specialty job. On average 83 % of master’s degree graduates get a job similar to specialization obtained during higher education. To satisfy the needs of the regional labor market in highly qualified specialists and forecast their output, it is necessary to form the value orientations of talented undergraduate students who were able to identify their natural aptitudes to the professional activity in which they were getting a bachelor’s degree in higher education, and consequently involve prospective students into master’s educational programs.
Ключевые слова: EMPLOYMENT
STUDENT EMPLOYMENT
GRADUATES
YOUNG PROFESSIONALS
HIGHER EDUCATION
REGIONAL LABOUR MARKET
EDUCATIONAL TRAJECTORIES
PROFESSIONAL TRAJECTORIES
HUMAN CAPITAL
ТРУДОУСТРОЙСТВО
ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ
ВЫПУСКНИКИ
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/75884
ISSN: 1999-6640
DOI: 10.15826/umpa.2018.03.028
Сведения о поддержке: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-311-00175.
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2018. Том 22. № 3
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2018_3_73-85.pdf673,84 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.