Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/75879
Title: Развитие организационной культуры вуза как инструмент повышения его конкурентных преимуществ
Other Titles: The Development of the University’s Organizational Culture as a Tool to Increase its Competitive Advantages
Authors: Гуськова, Н. Д.
Ерастова, А. В.
Чаплюкова, О. Б.
Guskova, N. D.
Erastova, A. V.
Chapliukova, O. B.
Issue Date: 2019
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Гуськова Н. Д. Развитие организационной культуры вуза как инструмент повышения его конкурентных преимуществ / Н. Д. Гуськова, А. В. Ерастова, О. Б. Чаплюкова. — Текст : непосредственный // Университетское управление: практика и анализ. — 2019. — Том 23. — № 1-2. — С. 131-140.
Abstract: Исследовательская статья посвящена изучению организационной культуры университета. Для того чтобы выжить и быть конкурентоспособным в условиях глобальной конкуренции на международном и всероссийском уровнях, вуз должен обладать уникальной ценностью по сравнению с другими. Одним из стратегических источников формирования конкурентных преимуществ вуза является изменение его организационной культуры. Именно ее развитие позволяет сформировать новые ценностные установки, как у преподавателей, так и у студентов. В статье проведено исследование организационной культуры Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Для исследования поверхностного уровня организационной культуры вуза нами было изучено отношение преподавателей и студентов к ключевым элементам организационной среды вуза (традиции, корпоративный стиль, поощрения и наказания и т. д.). Анализ подповерхностного уровня организационной культуры осуществлялся с использованием адаптированных вариантов вопросников К. Камерона и Р. Куина. Базовые ценностные суждения были идентифицированы с помощью применения методики Г. Ховстеде. Число респондентов, принявших участие в исследовании, составило 847 человек, из которых 100 человек – это научно-педагогические работники, 747 – студенты. Результаты исследования представлений профессорско-преподавательского состава и студенчества об организационной культуре позволили получить общее видение о ключевых ценностно-культурных ориентирах и идентифицировать сложившуюся организационную культуру. Исследование показало наличие фрагментарного восприятия элементов культуры представителями разных подразделений, имеющих иногда диаметрально противоположную оценку ее параметров. В связи с этим необходимо проведение ряда обучающих программ, направленных на развитие системы коммуникаций, организационных ценностей, психологического комфорта и корпоративного имиджа. При этом процесс развития выделенных компонентов считаем целесообразным рассматривать через призму реализации определенных целей, что обеспечит качество всех протекающих в университете организационных процессов, а, следовательно, и повышение его конкурентных преимуществ.
The research article is devoted to studying the university’s organizational culture. To survive and be competitive in the face of strong national and international competition, the university has to be unique as compared to other universities. One of the strategic sources for forming a university’s competitive advantages is to change its organizational culture. It is the university’s development that makes it possible to form new value attitudes, both among teachers and students. The article observes a study of the organizational culture in National Research Mordovia State University. To analyse the surface level of the organizational culture of the university, we have investigated the attitude of teachers and students to the key elements of the organizational environment of the university (tradition, corporate style, encouragement and punishment etc.). The analysis of the subsurface level of the organizational culture has been carried out with the help of adapted versions of K. Cameron and R. Quinn’s questionnaires. Basic value judgments are identified by means of G. Hofstede’s method. The respondents of the questionnaires have numbered 847, including 100 research and teaching staff and 747 students. The results of studying the teachers’ and students’ views on organizational culture provide the general idea of key values, culture orientations, which identify the whole of this culture. The study shows the fragmentary perception of culture elements by the representatives of different departments, which sometimes leads to a diametrically opposite assessment of the parameters of this culture. In this regard, it is necessary to implement a number of training programs aimed at developing the communication system, organizational values, psychological comfort, and corporate image. At the same time, it seems reasonable to consider the development process of the selected components through achieving certain goals, which must ensure the quality of all organizational processes within the university, and, consequently, increase its competitive advantages.
Keywords: ORGANIZATIONAL CULTURE
UNIVERSITY
COMPETITIVE ADVANTAGES
VALUE SYSTEM
RESEARCH METHODS
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
УНИВЕРСИТЕТ
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
URI: http://hdl.handle.net/10995/75879
Access: Creative Commons Attribution License
License text: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
ISSN: 1999-6640
DOI: 10.15826/umpa.2019.01-2.011
Origin: Университетское управление: практика и анализ. 2019. Том 23. № 1-2
Appears in Collections:Университетское управление: практика и анализ

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
UM_2019_1-2_131-140.pdf571,37 kBAdobe PDFView/Open


This item is licensed under a Creative Commons License Creative Commons