Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/75872
Title: Академические свободы и бюрократические узы преподавателя: Результаты полевого исследования в университетах Великобритании и Франции
Other Titles: Academic Freedoms and Bureaucratic Bonds of the Lecturers: Results of Field Research in British and French Universities
Authors: Грибовский, М. В.
Сорокин, А. Н.
Gribovskiy, M. V.
Sorokin, A. N.
Issue Date: 2019
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Грибовский М. В. Академические свободы и бюрократические узы преподавателя: Результаты полевого исследования в университетах Великобритании и Франции / М. В. Грибовский, А. Н. Сорокин. — Текст : непосредственный // Университетское управление: практика и анализ. — 2019. — Том 23. — № 1-2. — С. 60-71.
Abstract: Настоящая статья относится к категории кейсов. В ней представлены результаты полевого исследования, которое было проведено авторами в 2016–2017 гг. в вузах Великобритании и Франции. Цель полевого исследования состояла в определении особенностей профессиональной идентичности университетских преподавателей этих стран, в том числе с точки зрения применимости их опыта для гармонизации российской высшей школы. Поставленная цель достигалась путем проведения порядка 50 глубинных интервью с представителями высших учебных заведений Великобритании (более 20 интервью) и Франции (около 30 интервью) и предварительной разработки гайда, содержавшего пять блоков вопросов. В ходе исследования были выяснены типовые причины выбора профессии университетского преподавателя; представления преподавателей о компетенциях, требуемых для работы в университете; преимуществах и недостатках профессии; наличии кодекса и / или неписаных правил взаимоотношения внутри коллектива; типовых конфликтных ситуациях. Проблема соотношения академических свобод и бюрократических уз стала лейтмотивом всего исследования, который позволяет вскрыть глубинные основания трансформационных процессов в университете. Исследование показало, что британские и французские преподаватели воспринимают свою профессию во многом схожим образом, а выявленные отличия носят, скорее, характер оттенков и полутонов. Полученные результаты применимы к российской высшей школе, которая находится на начальной стадии процесса трансформации к университетам инновационно-предпринимательского типа, тогда как британские и французские университеты уже имеют навык преодоления сложностей трансформации. Статья, написанная на уникальном авторском материале, содержит обобщение опыта нескольких десятков современных преподавателей европейских университетов, в чем заключается её ценность для фиксации состояния дел и текущих процессов в высшей школе Великобритании и Франции наших дней.
This case-study article presents the results of a field 2016–2017 study done in the universities of Great Britain and France. The purpose of the research was to identify the features of the professional identity of university lecturers in these countries including the applicability of their experience to harmonize Russian higher education. According to this purpose, there were in-depth interviewed about 50 representatives of British (more than 20 interviews) and French (about 30 interviews) higher education institutions. In advance, there had been worked out a guide containing five blocks of questions. In the course of the study, there were clarified typical reasons for choosing the profession of a university lecturer; the lecturers’ views on the competencies required to work at the university, on the advantages and disadvantages of their profession, on the existence of a code and/or unwritten rules of the relationship within the team, on typical conflict situations. The problem of the relationship between academic freedoms and bureaucratic bonds has become the leitmotif of the whole study. As result, there have been distinguished the deep foundations of the transformation processes at the university. The study showed that British and French lecturers understand their profession, as a rule, in a similar way. The differences identified are not serious. The results can be applied to the Russian university system, which is at the initial stage of transforming towards innovative-entrepreneurial type. British and French universities have already gained the skill to overcome the difficulties of this transformation. The article written on the unique author’s material summarizes the experiences of several dozens of modern university professors from Europe. It is important to fix the state of affairs and developments in British and French higher education today.
Keywords: UNIVERSITY COMMUNITY
GREAT BRITAIN
FRANCE
ACADEMIC FREEDOMS
BUREAUCRACY
FIELD RESEARCH
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ СООБЩЕСТВО
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
ФРАНЦИЯ
АКАДЕМИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ
БЮРОКРАТИЗМ
ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
URI: http://hdl.handle.net/10995/75872
Access: Creative Commons Attribution License
License text: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
ISSN: 1999-6640
DOI: 10.15826/umpa.2019.01-2.004
metadata.dc.description.sponsorship: Работа выполнена при поддержке при поддержке Программы повышения конкурентоспособности ТГУ (проект № 8.1.31.2018); гранта РФФИ. Проект 18-39-20008 «Университетское сообщество Западной Сибири как основа интеллектуального капитала территории и драйвер социокультурной и экономической модернизации страны в XIX–XX вв.». Анализ специфики профессиональной идентичности российских преподавателей осуществлен за счет гранта Российского научного фонда (проект № 19–18–00485).
RSCF project card: 19-18-00485
Origin: Университетское управление: практика и анализ. 2019. Том 23. № 1-2
Appears in Collections:Университетское управление: практика и анализ

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
UM_2019_1-2_60-71.pdf522,75 kBAdobe PDFView/Open


This item is licensed under a Creative Commons License Creative Commons