Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/75845
Название: | Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления |
Другие названия: | The Crisis of Postgraduate Studies in Russia: what Bears Problems and how to Overcome them |
Авторы: | Терентьев, Е. А. Бекова, С. К. Малошонок, Н. Г. Terentiev, E. A. Bekova, S. K. Maloshonok, N. G. |
Дата публикации: | 2018 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Терентьев Е. А. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления / Е. А. Терентьев, С. К. Бекова, Н. Г. Малошонок // Университетское управление: практика и анализ. — 2018. — Том 22. — № 5. — С. 54-66. |
Аннотация: | Статья посвящена анализу текущей ситуации в области подготовки научно-педагогических кадров, а также некоторых причин наблюдающихся в последнее годы низких показателей защищаемости аспирантов. Анализируется состояние и динамика системы аспирантской подготовки в постсоветское время, включая изменения, вступившие в силу в 2013 и 2014 г., связанные с присвоением аспирантуре образовательного статуса и с повышением требований к соискателям ученых степеней. Обсуждается вопрос о том, как эти изменения вписываются в общемировой контекст развития аспирантского образования, могут ли они рассматриваться в качестве объяснения снижения доли защит, наблюдающегося с 2014 г. В качестве эмпирической базы исследования выступает опрос 1866 аспирантов в 11 российских университетах, участвующих в проекте 5-100, а также полуструктурированные интервью с 20 аспирантами и 11 сотрудниками университетов, отвечающими за реализацию аспирантских программ. На основе эмпирического исследования выделяются следующие ключевые проблемы российской аспирантуры: (1) низкое качество набора в аспирантуру, (2) низкое качество научного руководства; (3) недостаточная финансовая поддержка аспирантов. Предлагаются меры, которые могут помочь в преодолении указанных проблем. The article attempts to analyse the current situation in training scientific and pedagogical personnel, as well as certain reasons for the low indicators of candidate-of-sciences theses defended in recent years. There are analyzed the state and dynamics of the system of postgraduate training in the post-Soviet period, including changes that came into force in 2013 and 2014 - those of assigning an educational status to postgraduate studies and of increasing requirements imposed on applicants of academic degrees. It is discussed how these changes fit the global context of postgraduate education development, whether they can be considered an explanation for the decrease of theses defences. The article proves that the negative trends observed today in the sphere of scientific and pedagogical personnel training are determined by the processes occurring in higher education and science in the post-Soviet period and by the problems arisen as a result of these processes. The empirical base of the research is a survey of 1,866 graduate students in 11 Russian universities participating in Project 5-100, as well as semi-structured interviews with 20 graduate students and 11 university staff responsible for the implementation of graduate programmes. The key problems of the Russian postgraduate studies identified on the basis of the empirical study are the following: (1) poor quality of enrollment; (2) poor quality of scientific advisory; (3) insufficient financial support of postgraduates. The article suggests possible steps to overcome these problems. |
Ключевые слова: | POSTGRADUATE STUDIES POSTGRADUATE EDUCATION REFORM SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL TRAINING MODEL OF MENTORSHIP STRUCTURED POSTGRADUATE PROGRAMMES АСПИРАНТУРА РЕФОРМИРОВАНИЕ АСПИРАНТУРЫ ПОДГОТОВКА-НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА СТРУКТУРИРОВАННЫЕ АСПИРАНТСКИЕ ПРОГРАММЫ |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/75845 |
ISSN: | 1999-6640 |
DOI: | 10.15826/umpa.2018.05.049 |
Источники: | Университетское управление: практика и анализ. 2018. Том 22. № 5 |
Располагается в коллекциях: | Университетское управление: практика и анализ |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
UM_2018_5_54-66.pdf | 843,17 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.