Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/75835
Название: Высшее образование в моногородах: организационные форматы, практики, вызовы
Другие названия: HIGHER EDUCATION IN SINGLE-INDUSTRY TOWNS: MODELS, PRACTICES, CHALLENGES
Авторы: Романенко, К. Р.
Шибанова, Е. Ю.
Абалмасова, Е. С.
Егоров, А. А.
Romanenko, K. R.
Shibanova, E. Y.
Abalmasova, E. S.
Egorov, A. A.
Дата публикации: 2018
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Высшее образование в моногородах: организационные форматы, практики, вызовы / К. Р. Романенко, Е. Ю. Шибанова, Е. С. Абалмасова, А. А. Егоров // Университетское управление: практика и анализ. — 2018. — Том 22. — № 4. — С. 110-125.
Аннотация: Цель данной исследовательской статьи - выявить основные форматы и ключевые особенности организации высшего образования в моногородах, то есть на территориях, где экономическое и социальное развитие исторически связано с присутствием крупного предприятия. Для исследования была выбрана Свердловская область, а основная часть данных была собрана в ходе исследовательской экспедиции54 НИУ ВШЭ. В качестве исследовательской стратегии был выбран анализ кейсов, а в качестве методов - проведение биографических и экспертных интервью в сочетании с анализом статистических показателей по региону. Концептуальной рамкой для описания данных стал модернизированный для целей статьи «треугольник координации» Б. Р. Кларка, где уровень государства заменен на уровень города. Результаты исследования включают в себя выявление и классификацию организационных форматов высшего образования в моногородах (филиал, частный инженерный вуз, основанный предприятием, и программы высшего образования, реализуемые на территории заказчика), описание пяти основных исследовательских кейсов, каждый из которых соответствует одному из моногородов региона, а также распределение кейсов в треугольнике координации по их тяготению к городу, рынку или академическому сообществу. Кроме того, статья включает в себя описание ключевых практик взаимодействия вузов и местных предприятий (специальные стипендии, совместная профориентация школьников, совместное руководство курсовыми и дипломными работами студентов и т. д.) и идентификацию характерных проблем и вызовов в деятельности вузов в моногородах. Данные, собранные при проведении интервью, подтверждаются тезисами на основе статистики - о невысоких показателях научной деятельности вузов, высокой доле внебюджетных средств в структуре доходов вузов и высокой степени дифференциации среднего балла ЕГЭ среди абитуриентов, уехавших из Свердловской области. Наконец, в статье приводится шесть финализирующих тезисов, подчеркивающих важность социальной миссии высшего образования в моногородах и необходимость оценок качества деятельности, которые учитывали бы уникальные практики взаимодействия вуза с предприятием, городом и местным сообществом. Описываются ключевые вызовы, стоящие перед высшим образованием в моногородах.
This research aims at depicting the main models and the key features of higher education organization in industrial tows, i. e. on the territories, where economic and social development is historically tiedto a large enterprise. The Sverdlovsk region was chosen for the research, and data was mainly collected during a research expedition of NRU HSE. Case analysis was selected as the main research strategy, while methodological approach is based mostly on biographic and expert interviews and statistical analysis of region-related data. A transformed «triangle of coordination» of В. R. Clark was used as a conceptual framework: the actor of government was replaced with city-level governmental administration. The research results include (1) identification and classification of higher education forms in industrial towns (branches, enterprise-founded private engineering university and programs of studies, implemented directly on the territory of the customer); (2) description of the five main research cases, each of them corresponding to one of the industrial towns of the region; (3) classification of the cases according to the «triangle of coordination». Besides, the article includes a description of main interaction practices between the universities and local enterprises: special grants, joint career guidance for school students, joint guidance of course papers and thesis, etc.). We also identify the main problems and challenges for universities in industrial towns. Data collected during the interviews is reaffirmed by statistical data analysis of related indicators - on relatively low research activity of universities, high rates of extra budgetary funds in income structures of universities in industrial tows and high level of the average score of state entrance exam, among enrollees who left the Sverdlovsk region. Finally, we provide five finalizing points, highlighting (1) the importance of social role of higher education in industrial towns as well as (2) the necessity of forming indicators of universities’ performance that would take into account the unique practices of interaction between universities and enterprises, city and local community. The key challenges for higher education in single-industry towns are presented as well.
Ключевые слова: SINGLE-INDUSTRY TOWNS
GOVERNANCE IN HIGHER EDUCATION
TRIPLE HELIX MODEL
EXPEDITION
UNIVERSITY BRANCHES
PRIVATE-PUBLIC COOPERATION
МОНОГОРОДА
УПРАВЛЕНИЕ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
ТРЕУГОЛЬНИК КООРДИНАЦИИ
ЭКСПЕДИЦИЯ
ФИЛИАЛЫ
ШКОЛА-ВУЗ-ПРЕДПРИЯТИЕ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/75835
ISSN: 1999-6640
DOI: 10.15826/umpa.2018.04.044
Сведения о поддержке: Авторский коллектив выражает благодарность за помощь в организации исследования Программе "Фонд образовательных инноваций НИУ ВШЭ" на поддержку студенческих экспедиций "Открываем Россию заново", участникам экспедиции - студентам НИУ ВШЭ, Кемеровского государственного университета, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, а также научно-исследовательской лаборатории по проблемам университетского развития Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина и лично Агаркову Гавриилу Александровичу.
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2018. Том 22. № 4
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2018_4_110-125.pdf690,95 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.