Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/75817
Название: | Участие преподавателей в управлении кафедрой: анализ вузовских практик |
Другие названия: | Participation of Lecturers in Management of the Department: Analysis of University Practices |
Авторы: | Резник, С. Д. Сазыкина, О. А. Reznik S. D., Sazykina O. A. |
Дата публикации: | 2018 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Резник С. Д. Участие преподавателей в управлении кафедрой: анализ вузовских практик / С. Д. Резник, О. А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. — 2018. — Том 22. — № 3. — С. 100-112. |
Аннотация: | Исследовательская статья, содержащая результаты мониторинга деятельности преподавателей и аспирантов вузовских кафедр. На основе указанного мониторинга оценивался уровень их вовлеченности в процессы университетского менеджмента и были предложены механизмы привлечения преподавателей, аспирантов и студентов к управлению кафедрой. Объектом исследования выступили 350 заведующих кафедрами 24 высших учебных заведений городов России и 26 экспертов - опытных представителей вузовского менеджмента из 20 университетов России. Предмет исследования - уровень вовлеченности преподавателей и аспирантов в процессы университетского менеджмента. Для проведения этих мониторингов были использованы специальные формы сбора информации: анкета заведующего кафедрой высшего учебного заведения и опросный лист эксперта. Анализ итогов мониторинга деятельности преподавателей кафедр выявил достаточно низкий уровень вовлеченности преподавателей и аспирантов в управление кафедрой: только 55,6 % опрошенных заведующих кафедрами смогли так построить работу на кафедре, что все сотрудники имеют общекафедральные обязанности; 14 % руководителей кафедр все вопросы на кафедре решают только лично. При этом 40 % из них считают, что делегирование полномочий - это бесполезная процедура, так как лучше заведующего работу никто не сделает; официально заместитель заведующего кафедрой есть на 41,4 % кафедр. Предложены механизмы активизации участия преподавателей, аспирантов и студентов в управлении кафедрой университета. Особое внимание уделено построению организационно-функциональной структуры управления кафедрой, повышению роли заместителей заведующего кафедрой, проведению кафедральных заседаний и семинаров. Необходимым условием эффективного функционирования университетской кафедры является активное участие преподавателей в управлении. Предложенные механизмы привлечения преподавателей к управлению кафедрой требуют оценки эффективности их реализации, что может являться объектом дальнейших исследований. Для использования в практике университетского менеджмента предложены механизмы привлечения преподавателей, аспирантов и студентов к управлению кафедрой, в частности: - построение эффективной организационно-функциональной структуры управления кафедрой; - формирование института заместителей заведующего кафедрой; - организация и проведение заседаний и семинаров кафедры. Использование предложенных механизмов при условии организации командной работы заведующего кафедрой, преподавателей, аспирантов и студентов будет способствовать значительному повышение публикационной активности профессорско-преподавательского состава кафедры; усилению внеаудиторной работы со студентами; росту количества выигранных грантов и проводимых научных исследований; успешному трудоустройству выпускников, которое для выпускающих кафедр является важнейшим результатом работы. Статья содержит итоги мониторинга участия преподавателей в управлении кафедрой, на основании которых обоснована целесообразность их активного привлечения к участию в управленческих процессах на вузовской кафедре. Отличие исследования от других подобных работ состоит также и в том, что в нем предложены и обоснованы меры, нацеленные на эффективное формирование, реализацию и развитие потенциала преподавателей за счет повышения уровня их вовлеченности в процессы университетского менеджмента. This is a research article presenting the results of monitoring lecturers’ and students’ activities at university departments. Based on monitoring lecturers’ and students’ activities at university departments authors evaluated the level of their involvement into university management processes and suggested mechanisms for attracting lecturers, post - graduate and graduate students to department management. Research covered 350 department heads from 24 universities all over Russia and 26 experts - representatives of university management from 20 Russian universities. The object of the research is the level of postgraduate students and lecturers’ involvement into university management processes. In order to conduct these monitorings authors used special forms of information collection: check lists for experts and questionnaires for Chair heads. Analysis of monitoring university chair lecturers’ activities demonstrated low level of lecturers’ and post - graduate students’ involvement into the chair management: only 55.6 % of chair heads managed to organize chair work in such a way to provide all staff with chair responsibilities; 14 % chair heads make all decisions concerning chair activities by themselves. 40 % of them believe that delegating functions is a useless procedure as nobody can do the work better than the chair head; only 41,4 % of chairs have official position of vice - head of the chair. Authors suggest mechanisms for encouraging lecturers, graduate and post - graduate students to participate more actively in the management of the chair. Particular attention is given to designing organizational and functional structure of chair management, increasing the role of vice -chair heads and conducting chair meetings and seminars. One of the necessary prerequisites of university chair effective functioning is the active participation of lecturers in management. Suggested mechanisms of attracting lecturers to chair management require evaluating efficacy of their implementation which can also be an object of further research. Authors suggest using the following mechanisms of attracting lecturers, graduate and postgraduate students to chair management: - constructing effective organizational and functional structure of chair management - forming the institution of vice - chair heads - organizing and conducting chair meetings and seminars The use of suggested mechanisms in case of organizing team work of chair head, lecturers, graduate and post - graduate students will facilitate significant increase in publication activities of teaching staff of the chair; strengthening of extra - mural work with the students; growing number of received grants and research conducted; successful employment of graduates which is the most important outcome of chair activities. The article contains the results of monitoring lecturers’ participation in chair management which justify the need for their active involvement into managerial processes at the chair. The difference between this research and other works on the topic is that it offers and justifies measures aimed at effective formation, implementation and development of lecturers’ potential by means of increasing the level of their involvement into university management processes. |
Ключевые слова: | DEPARTMENT MANAGEMENT TEACHERS POST-GRADUATE STUDENTS STUDENTS MECHANISMS FOR INCREASING THE ROLE UNIVERSITY SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT УПРАВЛЕНИЕ КАФЕДРОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ УНИВЕРСИТЕТ |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/75817 |
ISSN: | 1999-6640 |
DOI: | 10.15826/umpa.2018.03.030 |
Источники: | Университетское управление: практика и анализ. 2018. Том 22. № 3 |
Располагается в коллекциях: | Университетское управление: практика и анализ |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
UM_2018_3_100-112.pdf | 577,5 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.