Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/74680
Название: «Грамматическое учение» и модели церковного образования 1720-х гг.
Другие названия: “Grammar Teaching” and Models of Church Education in the 1720s
Авторы: Кислова, Е.
Kislova, Е.
Дата публикации: 2019
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Кислова Е. «Грамматическое учение» и модели церковного образования 1720-х гг. / Е. Кислова // Quaestio Rossica. — 2019. — Т. 7, № 2. — С. 475-491.
Аннотация: К началу XVIII в. в России была распространена внесословная «традиционная модель» обучения грамоте – обучение чтению по азбуке, Часослову и Псалтыри. Петровские реформы создали для духовенства «латинскую модель»: она была описана в «Духовном регламенте» и при поддержке государства к концу 1730-х гг. стала ориентиром для семинарий, вытеснив традиционную. В статье рассматривается появление в 1720-х гг. «грамматического учения» – еще одной модели образования, связанной с новгородским архиепископом Феодосием Яновским. Оно было ориентировано на преподавание церковнославянского языка через обучение грамматике. Эта модель предлагалась как альтернативная в указе Синода о воспитании детей в архиерейских школах (от 31 мая 1722 г.). В ряде документов прослеживается попытка ее распространения в школы подведомственной Яновскому епархии. Автор рассматривает материалы дела об аттестации учителей, обучавших детей в столице (1722–1723), а также другие указы и доношения Феодосия, которые позволяют связать его деятельность с указом Синода. Материалы также свидетельствуют о распространении обучения грамоте детей разных сословий. Иродион Тихонов, преподававший в Александро-Невской школе в рамках нового подхода, проводил аттестацию учителей, и его доношения вместе с их собственноручными подписками показывают, что конфликт грамматического и традиционного методов обучения должен рассматриваться в том числе как конфликт двух типов орфографии: грамматический метод, необходимый для обучения правильной церковнославянской орфографии, реализуемой в печатных церковнославянских текстах, механически распространялся на любой письменный текст, в том числе текст на русском языке, написанный скорописью.
In the early eighteenth century, the main model of literacy training in Russia was the universal “traditional” model based on the Alphabet Book, the Psalter, and the Book of Hours. The Petrine reforms established a new educational model for the clergy, i. e. the so-called “Latin model”. It was described in the Ecclesiastic Regulation and enjoyed state support; by the 1730s, it had become widespread in seminaries, replacing the traditional model. This paper considers grammar training, a model of education associated with Feodosy (Yanovsky), archbishop of Novgorod. This method implied teaching Old Church Slavonic through learning grammar. A Synodal decree on teaching children in episcopal schools (May 31, 1722) proposed this model as an alternative to the other two. Some documents testify to an attempt to introduce this model in the schools of Yanovsky’s diocese. The article considers materials on the certification of teachers who taught children in the capital (1722–1723) and other decrees and reports made by Feodosy: these make it possible to connect his activity with the decree of the Synod. The materials considered by the author provide information on literacy training among children of different classes. Irodion Tikhonov, who taught in the Alexander Nevsky School, was a representative of the new approach and certified teachers; his reports and the teachers’ notes demonstrate that the conflict between the grammar and traditional methods of learning should be considered, among other things, as a conflict of two types of spelling: the grammar method (which was necessary to teach the correct spelling used in printed Church Slavonic texts) was mechanically applied to all types of texts written in cursive writing.
Ключевые слова: MODEL OF EDUCATION
FEODOSY (YANOVSKY)
M. SMOTRITSKY’S GRAMMAR
LITERACY
OLD CHURCH SLAVONIC
RUSSIAN LANGUAGE
CURSIVE WRITING
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕОДОСИЙ ЯНОВСКИЙ
ГРАММАТИКА М. СМОТРИЦКОГО
ГРАМОТНОСТЬ
ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК
РУССКИЙ ЯЗЫК
СКОРОПИСЬ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/74680
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=39168990
Идентификатор SCOPUS: 85068748053
Идентификатор WOS: WOS:000510178000008
ISSN: 2313-6871
2311-911X
DOI: 10.15826/qr.2019.2.388
Источники: Quaestio Rossica. 2019. Т. 7. № 2
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_2_2019_08.pdf2,1 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.