Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/74676
Название: Духовное измерение модернистской эпохи в прозе И. А. Бунина 1910–1940-х гг.: знаки катастрофы и возможностей ее преодоления
Другие названия: The Spiritual Transformation of the Modernist Era in Bunin’s Prose between the 1910s and 1940s: Signs of a Disaster and Ways of Overcoming It
Авторы: Пращерук, Н.
Prashcheruk, N.
Дата публикации: 2019
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Пращерук Н. Духовное измерение модернистской эпохи в прозе И. А. Бунина 1910–1940-х гг.: знаки катастрофы и возможностей ее преодоления / Н. Пращерук // Quaestio Rossica. — 2019. — Т. 7, № 2. — С. 413-424.
Аннотация: Исследуется, как на протяжении многих лет Бунин-художник выстраивает объемный образ духовного (в прямом, религиозном смысле) состояния русского человека и русской жизни накануне революции 1917 г. На примере четырех произведений, созданных в период с 1916 по 1944 г., показано, что писатель, размышляя над причинами национальной катастрофы, последовательно и многоаспектно раскрывает специфику модернистской эпохи в ее главном ценностном сломе, связанном с оскудением веры, с богоотступничеством. В миниатюре «Старуха» явлен визуальный образ «разливанного моря веселия», контрастирующий с испытаниями, которые переживает народ во время Первой мировой войны. В рассказе «Безумный художник» показан герой, не просто отчужденный от традиционной православной жизни, но и прямо творящий зло. Повесть «Дело корнета Елагина» становится художественным исследованием такого характерного для модернизма явления, как эстетизация смерти, игра со смертью. А в «Чистом понедельнике», завершающем этот своеобразный цикл, выбор героини трактуется в аспекте общенародной судьбы как возможность преодоления духовной катастрофы.
This article examines the way Bunin creates a voluminous picture of the spiritual condition of Russian man and Russian life on the eve of the Revolution of 1917. Referring to four pieces of literature written from 1916 to 1944, the author demonstrates that while thinking of reasons for the national disaster, the writer gradually and from many perspectives unveils the peculiarities of the modernist era and its main value crisis, which was connected with the lack of faith and apostasy. The Old Woman contains a visual image of the “overflowing sea of mirth” contrasting with the ordeals suffered during World War I. In Mad Artist, Bunin shows a character not only alienated from the traditional Orthodox life but also doing evil. Cornet Yelagin’s Case focuses on the aestheticisation of death typical of modernism. In Pure Monday, closing the cycle, the heroine’s choice is interpreted as the possibility of overcoming spiritual disaster in the context of national destiny.
Ключевые слова: IVAN BUNIN
SPIRITUAL ISSUES
MODERNISM
MINIATURE
STORY
NOVEL
CONTRAST
БУНИН И. А.
ДУХОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
МОДЕРНИЗМ
МИНИАТЮРА
РАССКАЗ
ПОВЕСТЬ
КОНТРАСТ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/74676
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=39168986
Идентификатор SCOPUS: 85068739323
Идентификатор WOS: WOS:000510178000004
ISSN: 2313-6871
2311-911X
DOI: 10.15826/qr.2019.2.384
Источники: Quaestio Rossica. 2019. Т. 7. № 2
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_2_2019_04.pdf338,23 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.