Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/74675
Название: «Бог данного мгновения». Демоны Врубеля: импульс и конструкция
Другие названия: “The Spirit of the Moment”. Vrubel’s Demons: Impulse and Construction
Авторы: Алексеев, E.
Мережников, A.
Alekseev, Е.
Merezhnikov, A.
Дата публикации: 2019
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Алексеев E. «Бог данного мгновения». Демоны Врубеля: импульс и конструкция / E. Алексеев, A. Мережников // Quaestio Rossica. — 2019. — Т. 7, № 2. — С. 395-412.
Аннотация: Дан анализ демонического в творчестве М. А. Врубеля в контексте «болезненных фантазмов» европейского искусства последней трети XIX в. Отмечается, что в европейской живописи 1870–1900 гг. традиционная иконография инфернальных существ, созданная в рамках религиозного искусства, перестает быть актуальной, а привычные приемы «не работают». Парадоксальная телесная конструкция, подчеркнутая разнородность частей инфернального существа имеют древнюю традицию, и художники ХIХ в. не могли не обратиться к античному наследию. Только через соединение фольклорных элементов, литературных сюжетов, типажей массовой культуры, индивидуальных предпочтений – снов и кошмаров – мог появиться эклектичный образ монстра, который, как творение Франкенштейна, сшит на скорую руку из разнородных частей (расчлененных трупов). Следовательно, желающие изобразить образ классического (античного) монстра должны были передать его фатальность (роковую силу), чувственность (женственность), безликость (невидимость), внезапность (неуловимость). Врубель упорно и последовательно разрабатывал программу, в которой «бог данного мгновения» (метафора А. Лосева) предстал бы во всей многогранной красе. Врубелевские «Демоны» в своей совокупности – это не серия картин, а единое, в полном смысле слова программное произведение. Творческая программа последовательно реализуется мастером в различных пластических решениях, но, размеренная, разверстанная на годы труда, этапность работы взрывается импульсными вспышками спонтанной творческой активности. Представляется, что такое импульсное начало в «Демонах» является диалектической оппозицией проектному. Синтез этих начал определяет уникальность врубелевской программы, становится аутентичным воплощением самой идеи демонизма в ее эллинистической, антично-христианской формации.
This article analyses the demonic in M. Vrubel’s art in the context of the “morbid phantasms” of European art in the last third of the nineteenth century. The authors argue that between 1870 and 1900, the traditional iconography of infernal beings created in religious art ceased to be relevant for European painting; the usual methods no longer worked. As paradoxical bodily structures and an emphasis on the heterogeneity of the parts of infernal creatures were part of a longstanding tradition, nineteenth-century painters could not ignore the heritage of antiquity. Only by combining folklore elements, literary plots, types of mass culture, and individual preferences (i. e. dreams and nightmares) was it possible to create an eclectic image of a monster sewn hastily from diverse parts (dismembered corpses), much like Frankenstein’s creation. Consequently, artists willing to create an image of a classic (ancient) monster had to express its fatality (fatal force), sensuality (femininity), featurelessness (invisibility), and suddenness (elusiveness). Vrubel persistently and consistently developed a programme where “the spirit of the moment” (as A. Losev called the ancient demon) would appear in all its manifold “beauty”. Vrubel’s Demons are not a series of paintings but a single major work in every sense of the word. The artist implements his creative programme consistently through various plastic solutions, but the orderly phases of work (which took the artist years to complete) were interrupted by flashes of spontaneous creativity. This impulse in Demons appears to be dialectically opposed to the project. A synthesis of these bases is what determines the originality of Vrubel’s programme, which became an authentic embodiment of the very idea of the demonic in its Hellenistic, ancient, and Christian forms.
Ключевые слова: DEMON
INFERNAL BEING
DEMONISM IN ANCIENT CULTURE
M. VRUBEL’S ART
EUROPEAN PAINTING BETWEEN 1870 AND 1900
ДЕМОН
ИНФЕРНАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО
ДЕМОНИЗМ В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ
ТВОРЧЕСТВО М. А. ВРУБЕЛЯ
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ 1870–1900
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/74675
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=39168985
Идентификатор SCOPUS: 85068766723
Идентификатор WOS: WOS:000510178000003
ISSN: 2313-6871
2311-911X
DOI: 10.15826/qr.2019.2.383
Источники: Quaestio Rossica. 2019. Т. 7. № 2
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_2_2019_03.pdf1,74 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.