Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/74660
Название: | Просвещение и социальная эмансипация в представлениях элиты эпохи Екатерины II: от «культурного шока» ‒ к модернизационным практикам |
Другие названия: | The Enlightenment and Social Emancipation under Catherine II: From “Cultural Shock” to Modernisation Practices |
Авторы: | Артамонова, Л. Artamonova, L. |
Дата публикации: | 2019 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Артамонова Л. Просвещение и социальная эмансипация в представлениях элиты эпохи Екатерины II: от «культурного шока» ‒ к модернизационным практикам / Л. Артамонова // Quaestio Rossica. — 2019. — Т. 7, № 2. — С. 525-538. |
Аннотация: | На основе анализа опубликованных и архивных источников показано, что положительное решение ключевого для России крестьянского вопроса, начиная с Екатерины II, стало тесно увязываться с развитием просвещения как среди массы населения, так и среди господствующего класса. Важнейшую роль в этом сыграл культурный шок по приезде в Россию будущей императрицы, которую поразили отсталость, несвобода, государственное неустройство. Не решившись на прямые действия по упразднению крепостного права, она стала готовить культурную и нравственную почву для возможности такого шага в будущем, используя иные практики. С точки зрения теории модернизации и подходов интеллектуальной истории, примененных в исследовании, школьная реформа конца XVIII в. наиболее полно соответствовала идеалам Просвещения и модернизационным перспективам страны среди всех осуществленных мероприятий царствования Екатерины II. Эта реформа положила начало созданию и развитию государственной системы образования. Создание в ее ходе российской общеобразовательной школы являлось совершенно необходимым условием модернизации страны, прочности и дальнейшего продолжения изменений в общественной, интеллектуальной и культурной жизни. При разработке и реализации реформы был использован опыт одной из «просвещенных монархий» Европы – австрийской, а император Иосиф II проявил в этом деле личное участие. Активными проводниками и пропагандистами екатерининской школьной реформы стали представители интернационального ученого сообщества, связанные с работой в России, в том числе академики Ф.- У. Эпинус и А.-Л. Шлёцер. В основу школьной реформы легли самые прогрессивные принципы, например, совместного обучения детей всех сословий и обоего пола или бесплатности образования. Эти принципы заметно опережали готовность российского общества к их восприятию и не могли быть реализованы в полной мере, но в исторической перспективе был сделан верный шаг в необходимом направлении. Он сыграл важную роль в деле взращивания «просвещенной бюрократии», подготовки условий для будущего освобождения крестьян и реформирования российского общества в целом. Школьная реформа Екатерины II вкупе с другими образовательными инициативами оказалась примером в целом успешного осуществления модернизационного проекта на пути культурной вестернизации с учетом национальной специфики и проблематики. Referring to an analysis of published and archival sources, this article demonstrates that starting with the reign of Catherine II, the positive solution of the peasant question began to be closely connected with the development of Enlightenment both among the population and the ruling class. The cultural shock the empress-to-be experienced upon her arrival in Russia (being struck by backwardness, the lack of freedom, and state disorder) played a decisive role in the situation. Not daring to take direct action to abolish serfdom, she began to prepare the cultural and moral ground to make it possible in the future. From the point of view of modernisation theory and intellectual history approaches, the school reform of the late eighteenth century most fully corresponded to the ideals of the Enlightenment and the modernisation prospects of the country of all the measures implemented during the reign of Catherine II. This reform paved the way for the establishment and development of a state educational system. The establishment of the Russian comprehensive school was an indispensable condition for the modernisation of the country; it was also necessary to secure the results and continue the development of changes in public, intellectual, and cultural life. When developing and implementing the reform, the country relied on the experience of Austria, one of the “enlightened monarchies” of Europe: Emperor Joseph II himself took part in this matter. Catherine II’s school reform was supported and promoted by representatives of the international scholarly community working in Russia, including academicians F. U. Aepinus and Au. L. Schlözer. The school reform relied on the most progressive principles; for example, the coeducation of children of all classes and both sexes and free education. These principles significantly outpaced the readiness of Russian society to perceive them and could not be fully realised; historically speaking, however, the country took a step in the right direction. It played an important role in cultivating an “enlightened bureaucracy”, laying the groundwork for the future abolition of serfdom and the reformation of Russian society as a whole. Considering national peculiarities and problems together with other educational initiatives, Catherine II’s school reform was an example of a largely successful implementation of a modernisation project on the path towards cultural Westernisation. |
Ключевые слова: | LATE 18TH-CENTURY RUSSIA THE PEASANT QUESTION MODERNISATION ENLIGHTENMENT ERA ENLIGHTENED ABSOLUTISM SCHOOL REFORMS PUBLIC SCHOOLS РОССИЯ В КОНЦЕ XVIII В. КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ ШКОЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/74660 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=39168993 |
Идентификатор SCOPUS: | 85068769391 |
Идентификатор WOS: | WOS:000510178000011 |
ISSN: | 2313-6871 2311-911X |
DOI: | 10.15826/qr.2019.2.391 |
Источники: | Quaestio Rossica. 2019. Т. 7. № 2 |
Располагается в коллекциях: | Quaestio Rossica |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
qr_2_2019_11.pdf | 353,56 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.