Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/74512
Название: | К истории преподавания исторических дисциплин в России: проекты О. Ф. Вальдгауера и В. В. Бартольда |
Другие названия: | On the History of Teaching Historical Disciplines in Russia: Projects of O. F. Waldhauer and V. V. Barthold |
Авторы: | Ананьев, В. Г. Бухарин, М. Д. Ananiev, V. G. Bukharin, M. D. |
Дата публикации: | 2019 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Ананьев В. Г. К истории преподавания исторических дисциплин в России: проекты О. Ф. Вальдгауера и В. В. Бартольда / В. Г. Ананьев, М. Д. Бухарин // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 2 (187). — С. 258-275. |
Аннотация: | Развитие науки и высшего, в том числе университетского, образования в России в течение XIX в. поставило вопрос о путях дальнейшего прогресса высшей школы, развитии методологии преподавания. Фактически, количественное накопление знаний, появление все новых дисциплин привели к следующей постановке вопроса: специализация (глубина) или общий курс (широта охвата). Ведущие ученые, занимавшиеся преподавательской деятельностью, уже на рубеже XIX–XX столетий осознавали остроту этой проблемы. Востоковед, историк науки академик В. В. Бартольд, преподававший в Санкт-Петербургском (Петроградском / Ленинградском) университете более 30 лет и историк античного искусства, сотрудник Эрмитажа и Института истории искусств О. Ф. Вальдгауер, обратившись независимо друг от друга к данной проблеме, пришли к схожему выводу. Во главу угла должна ставиться глубина специализации, практические занятия — семинары, работа с наглядным материалом, практическая работа с ведущими преподавателями по немецкому или британскому образцу (тьюторами). Выбор курсов для максимально глубокого преподавания должен обуславливаться не стремлением уравнять все предметы по количеству уделяемого им времени, а наибольшей актуальностью и наличием максимально подробных сведений. Остальные, менее разработанные, могут быть пройдены в рамках общих курсов. Архивные документы по истории высшего образования в России должны приниматься в расчет при составлении современных учебных планов, так как они отражают многолетний опыт преподавания ведущих специалистов. The development of science and higher education including universities in 19th-century Russia raised a question related to the ways of further progress of the higher school and methods of teaching. In fact, the quantitative accumulation of knowledge and emergence of new disciplines led to a dilemma concerning the need to choose between specialisation (depth) and more general courses (vast scope). The leading scholars who were engaged in teaching at the turn of the twentieth century realised the acute character of this problem. V. V. Barthold, an orientalist, historian of science, and academician who taught at St Petersburg (Petrograd / Leningrad) university for over 30 years and O. F. Waldhauer, a historian of classical art who worked at the Hermitage Museum and the Institute of the History of Arts independently paid attention to this problem and came to a similar conclusion. They maintain that the depth of specialisation and practical training, i.e. seminars, work with visual material, and practical work with the leading specialists according to the German and British models (tutors) are key factors to successful education. The choice of courses for in-depth teaching has to depend not on the desire to balance all disciplines according to the amount of time spent on them but on their relevance and availability of the most detailed information. Other less developed disciplines could be covered within the general courses. Consequently, it is essential to take archival documents on the history of higher education in Russia into consideration while drawing up modern curricula as they reflect long-term experience of teaching by leading scholars. |
Ключевые слова: | ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕМИНАР ОБЩИЙ КУРС АРХЕОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ВОСТОКА HIGHER EDUCATION SEMINAR GENERAL COURSE ARCHAEOLOGY HISTORY OF THE EAST |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/74512 |
Условия доступа: | Creative Commons Attribution License |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=39150382 |
Идентификатор WOS: | WOS:000472791700018 |
ISSN: | 2587-6929 2227-2283 |
DOI: | 10.15826/izv2.2019.21.2.039 |
Сведения о поддержке: | Работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 18-18-00367 «Всеобщая история в системе советской науки, культуры и образования в 1917–1947 гг.». The work was supported by the Russian Science Foundation; grant 18-18-00367 “General History in the System of Soviet Science, Culture, and Education in 1917–1947”. |
Карточка проекта РНФ: | 18-18-00367 |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 2 (187) |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2019-187-18.pdf | 2,73 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons