Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/74501
Название: Сюжет духовно-нравственного преображения в повестях Д. Н. Мамина-Сибиряка
Другие названия: The Plot of Spiritual and Moral Transformation in D. N. Mamin-Sibiryak’s Stories
Авторы: Зырянов, О. В.
Zyryanov, O. V.
Дата публикации: 2019
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Зырянов О. В. Сюжет духовно-нравственного преображения в повестях Д. Н. Мамина-Сибиряка / О. В. Зырянов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 2 (187). — С. 108-121.
Аннотация: В статье рассмотрен корпус малоизвестных и практически неисследованных повестей Д. Н. Мамина-Сибиряка позднего периода (середины 1890-х — начала 1900-х гг.): «Человек с прошлым», «Без особенных прав», «Вкруг ракитова куста», «За драгоценными камнями», «Любовь куклы». Показано, что объединяет все указанные повести ситуация духовно-нравственного кризиса, жизненно-экзистенциальной катастрофы, выводящая к сюжету весьма проблематичного (в основе своей неудачного) или реально достигаемого (несмотря на все драматические перипетии) преображения героя, воскресения его к новой жизни. Так, проблематичность личного возрождения героя в повести «Человек с прошлым» мотивируется отягощенностью его души грузом прошлых ошибок, а в случае с героем «Без особенных прав» — мотивом «сомнительного отцовства». Отмечается также, что в плане рассматриваемой сюжетно-проблемной ситуации Мамин-Сибиряк в указанных повестях присоединяется к восприятию мифологического топоса Сибири как места потенциального «воскресения из мертвых», но тут же совершает работу по разрушению привычной мифологической модели. В двух других повестях — «За драгоценными камнями» (1896) и «Любовь куклы» (1902) — писатель в целях освоения духовно-нравственного комплекса греха, вины и раскаяния напрямую обращается к сюжетно-универсальной ситуации «блудного сына». Именно эта сюжетная ситуация — благодаря ее притчевой глубине и архетипической символичности — оказывается наиболее органичной для позднего творчества Мамина-Сибиряка. Рассмотренные примеры доказывают вовлеченность уральского писателя в основное русло отечественной классической словесности, являясь неопровержимым свидетельством в пользу «особого типа медитации о человеке» (А. П. Чудаков), напрямую соотносящегося с традиционными принципами христианской антропологии.
This article describes a corpus of little-known and almost unexplored later stories by D. N. Mamin-Sibiryak (mid-1890s — early 1900s): The Man with the Past, Without Special Rights, Around the Willow Bush, For Precious Stones, and Love of a Doll. The author demonstrates that all the stories are united by a situation of spiritual and moral crisis, existential catastrophe leading to a very problematic (basically unsuccessful) or achieved (despite all the dramatic upheavals) transformation of the character, and their resurrection for a new life. Thus, the problematic nature of the character’s personal rebirth in the story The Man with the Past is motivated by the character carrying the burden of past mistakes, and in the case of the character of Without Special Rights by the motif of “dubious paternity”. It is also noted that in the plot considered, Mamin-Sibiryak joins the perception of the mythological topos of Siberia as a place for potential “resurrection from the dead”, but immediately destroys the usual mythological model. In the two other stories, i.e. For Precious Stones (1896) and Love of a Doll (1902), with a view to mastering the spiritual and moral complex of sin, guilt, and repentance the writer directly refers to the universal situation of the “prodigal son”. Due to its parable depth and archetypical symbolism, it is this plot situation that turns out to be the most organic for the later works of Mamin-Sibiryak. The examples considered prove the involvement of the Ural writer in the mainstream of Russian classical literature, testifying in favour of a “special type of meditation on a person” (A. P. Chudakov), directly correlating with the traditional principles of Christian anthropology.
Ключевые слова: МАМИН-СИБИРЯК Д. Н.
ПОВЕСТЬ
СЮЖЕТНАЯ СИТУАЦИЯ
МОТИВНЫЙ КОМПЛЕКС
СИБИРСКИЙ ТЕКСТ
ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
MAMIN-SIBIRYAK D. N.
STORY
PLOT SITUATION
MOTIF COMPLEX
SIBERIAN TEXT
PARABLE OF THE PRODIGAL SON
CHRISTIAN ANTHROPOLOGY
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/74501
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=39150372
Идентификатор WOS: WOS:000472791700008
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2019.21.2.029
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 2 (187)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2019-187-08.pdf2,48 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons