Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/70344
Название: | Трансляция европейских образовательных практик в Российскую империю в XIX в.: основные каналы и рефлексия элит |
Другие названия: | The Transfer of European Educational Practices into the Russian Empire in the 19th Century: The Main Channels and Elite Reflections |
Авторы: | Бут, Ю. Е. But, Yu. |
Дата публикации: | 2019 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Бут Ю. Е. Трансляция европейских образовательных практик в Российскую империю в XIX в.: основные каналы и рефлексия элит / Ю. Е. Бут // Quaestio Rossica. — 2019. — Т. 7, № 1. — С. 68-84. |
Аннотация: | This article considers the transfer of European educational patterns into Russia. The author demonstrates that they became a primary point of reference for Russian elites as early as the 18th century. In the 19th century, however, the transfer of European educational experience to Russia considerably increased and acquired new features, drawing in wide circles of Russian educational elites who were critical of the structures, methods, and ideals they were adopting from abroad. By this time, the political elites of Russia had already adopted the European idea of schooling as one of the most important channels for propagandising the national idea at each educational level: this meant the sustained involvement of the Russian state in the development of the education system. The article identifies and characterises the main channels through which European educational practices were transferred into the Russian Empire in the 19th century and studies the reflections of Russian educational elites on the process. The study is based on the reports of officials, the accounts of inspections of various educational institutions, the reports of univer-sity professors and gymnasium teachers on their academic missions abroad, and the publications of renowned Russian teachers analysing European educational achievements and their possible application in Russia. The study makes it possible to identify a number of channels through which European educational practices were transferred into Russia in the 19th century, i. e. schools of the European type, foreign boarding schools in the central Russian provinces, Russian seminars at leading European universities, and the so-called “pedagogical journeys” of the educated elite. The two latter channels were found to be the most efficient and desirable for the government. The transfer of foreign educational experience into Russia throughout the 19th century is represented in the study as a process on which Russian elites deeply reflected: they sought to bring the Russian schooling system in line with developed European patterns in the most appropriate way. Рассмотрен процесс трансляции европейских образовательных моделей и практик в отечественную систему образования. Показано, что они становятся главным ориентиром для российских элит еще в XVIII в. В XIX в. процесс трансляции европейского опыта существенно усиливается и получает качественно иные черты, отличается включением в него широких слоев отечественной образованной элиты и ее критичным отношением к заимствуемым структурам, методам и идеалам. Политическая элита усваивает европейское представление о школе как об одном из важнейших проводников национальной идеи на всех уровнях образования, что обеспечивает устойчивый интерес к развитию системы образования со стороны государства. В статье определяются и характеризуются основные каналы, через которые осуществлялась трансляция европейских образовательных практик в Российскую империю в XIX в., прослеживается рефлексия этого процесса российской образованной элитой. Исследование основано на докладах чиновников, отчетах по результатам инспекций российских учебных заведений, отчетах университетских профессоров и учителей гимназий о зарубежных командировках, а также на публикациях авторитетных педагогов того времени, посвященных анализу европейских достижений в области образования и возможности их применения в российской школе. Результатом исследования стало выделение каналов трансляции европейских образовательных практик в XIX в. (школы европейского типа; иностранные пансионы в центральных российских губерниях; русские семинарии при европейских университетах; «педагогические путешествия» образованной элиты). Наиболее эффективными и благонадежными правительство признавало два последних из перечисленных каналов. Процесс трансляции зарубежного образовательного опыта представлен как глубоко рефлексируемый отечественной элитой, стремившейся наиболее целесообразными способами привести российскую систему образования в соответствие с более развитыми европейскими моделями. |
Ключевые слова: | 19TH-CENTURY RUSSIAN EMPIRE EUROPEAN EDUCATIONAL PRACTICES RUSSIAN NATIONAL SCHOOLING PEDAGOGICAL JOURNEYS РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ XIX ВЕКА ЕВРОПЕЙСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/70344 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=37296102 |
Идентификатор SCOPUS: | 85064832120 |
Идентификатор WOS: | WOS:000472133100005 |
ISSN: | 2313-6871 2311-911X |
DOI: | 10.15826/qr.2019.1.363 |
Источники: | Quaestio Rossica. 2019. Т. 7. № 1 |
Располагается в коллекциях: | Quaestio Rossica |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
qr_1_2019_05.pdf | 381,41 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.