Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/69954
Title: К вопросу о драматургической технике А. И. Солженицына в пьесе «Свет, который в тебе» («Свеча на ветру»)
Other Titles: On Aleksandr Solzhenitsyn’s Playwriting in the Play The Light that Is in You (Candle in the Wind)
Authors: Назарова, Л. А.
Nazarova, L. A.
Issue Date: 2019
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Назарова Л. А. К вопросу о драматургической технике А. И. Солженицына в пьесе «Свет, который в тебе» («Свеча на ветру») / Л. А. Назарова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 1 (184). — С. 44-56.
Abstract: Данная статья содержит анализ пьесы А. И. Солженицына «Свет, который в тебе» («Свеча на ветру»). Главный акцент сделан на драматургической технике автора, а также на специфике его драматургического мышления. Общеизвестно, что сам писатель придавал своим пьесам вторичный статус по сравнению с прозой. Большинство исследователей его творчества полагает, что драматические опыты Солженицына интересны только как проблемно-тематическая пропедевтика его поздних эпических творений (прежде всего романа «В круге первом») и что их художественная ценность относительно невелика. Однако появляющиеся в последние время статьи зачастую опровергают это мнение. Конкретный анализ вынесенной в заглавие пьесы позволяет увидеть как достоинства, так и недостатки драматургии Солженицына. К числу первых отнесем широкий проблемно-тематический диапазон «Свечи», поднимающей комплекс приоритетных для творчества писателя духовно-нравственных вопросов, таких как определение человеком системы ценностей и неизбежность расплаты за свой выбор, ответственность ученого за будущее человечества, благотворность одиночества и/или жизни ради другого. Ведущими маркерами в решении этих проблем являются концепты страдания, совести и вины. Подчеркиваются и такие удачные с точки зрения техники драмы находки писателя, как музыкальная составляющая композиции пьесы, включение антиутопической проблематики в структуру драматического текста, сложная система взаимодействующих символических рядов внутри произведения, и др. В качестве «слабых мест» «Света, который в тебе» в работе отмечается жанровая неопределенность произведения, перегруженность побочными сюжетными линиями, несоответствие пафоса ситуации произносимым репликам, что во многом, по мнению автора статьи, является следствием особенностей самого художественного мышления автора «В круге первом» и «Ракового корпуса», его установки на дидактизм и эпическую всеохватность изображаемого.
This article is a poetic analysis of The Light that Is in You (Candle in the Wind), a play by A. I. Solzhenitsyn. At the same time, the main emphasis is placed on the author’s dramatic technique and the peculiarities of his dramatic thinking. It is well known that the writer himself gave his plays a secondary status in relation to prose. Most researchers believe that his drama experiments are interesting artistically only as a problem-themed propaedeutic of his later epic works (primarily, the novel In the First Circle) and their artistic value is relatively insignificant. However, more and more recent articles refute this opinion. Specific analysis of the above-mentioned play allows us to see both the advantages and disadvantages of Solzhenitsyn’s dramatic art. The former are a wide problemthematic range of the Candle, raising a set of spiritual and moral issues that are central for the writer’s creative work, such as the definition of a system of values by humans and the inevitability of payback for the choices they make, the responsibility of scientists for their scientific discoveries, the beneficence of loneliness and/or life for the sake of another. The leading markers in solving these problems are the concepts of suffering, conscience, and guilt. The author of the article highlights such successful decisions the writer makes as the musical component of the composition of the play, the inclusion of a dystopian perspective in the structure of the dramatic text, the complex system of interacting symbolic series within the work, etc. The article notes, on the other hand, the genre ambiguity of the work, the excessive use of the sideline plots, the incompatibility of the situation and the remarks made, which in many ways, according to the author of the article, is a consequence of the features of the writer’s own artistic thinking In the First Circle and Cancer Ward, its didacticism and its focus on the epic universal description of things.
Keywords: ДРАМАТУРГИЯ СОЛЖЕНИЦЫНА
ПЬЕСА ≪СВЕЧА НА ВЕТРУ≫
АЛЕКС КОРИЭЛ
АНТИУТОПИЯ В ДРАМЕ
ПОЛИКОНФЛИКТНОСТЬ В ДРАМЕ
ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА ПЬЕСЫ
SOLZHENITSYN’S DRAMATURGY
PLAY CANDLE IN THE WIND
ALEX KORIEL
DYSTOPIA IN DRAMA
MULTITUDE OF CONFLICTS IN DRAMA
DRAMATIC TECHNIQUE OF THE PLAY
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/69954
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=37347738
WOS ID: WOS:000468447400004
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2019.21.1.004
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 1 (184)
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2019-184-04.pdf2,34 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.