Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/69951
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorСеребрякова, Е. Г.ru
dc.contributor.authorSerebryakova, E. G.en
dc.date.accessioned2019-04-15T11:46:37Z-
dc.date.available2019-04-15T11:46:37Z-
dc.date.issued2019-
dc.identifier.citationСеребрякова Е. Г. «Бодался теленок с дубом» А. Солженицына в контексте этических исканий советской интеллигенции 1960–1970-х гг. / Е. Г. Серебрякова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 1 (184). — С. 11-22.ru
dc.identifier.issn2587-6929online
dc.identifier.issn2227-2283print
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/69951-
dc.descriptionПоступила в редакцию 04.11.2018. Принята к печати 09.01.2019.ru
dc.descriptionSubmitted on 04 November, 2018. Accepted on 09 January, 2019.en
dc.description.abstractАвтор статьи исследует трактовку вопросов этики представителями советской интеллигенции 1960–1970-х гг. В качестве примера взята книга А. Солженицына «Бодался теленок с дубом». Автор заявляет, что советские ученые в 1960-е гг. акцентировали общечеловеческий характер морали, осмысляли проблему соотношения универсальных и классовых ценностей в социальной практике. Этические концепции носили предписывающий характер, им был свойственен нравственный ригоризм. Нравственный ригоризм был также свойством сознания творческой интеллигенции, которая традиционно осмысливала себя и общественные процессы в этических категориях. Интеллигенция была убеждена в просветительской миссии сообщества, и это накладывало определенные моральные обязательства. Интеллигент должен демонстрировать обществу поведенческий образец, служить высоким идеалам. Поведение Солженицына оценивалось нонконформистами как образцовое. Он декларировал ориентацию на общечеловеческие ценности, провозглашал главными этическими критериями правду, совесть и ответственность писателя перед народом. Анализ книги «Бодался теленок с дубом» показывает, что этика была для Солженицына инструментальной ценностью в идеологической борьбе с государством. Рассказывая о взаимоотношениях с Твардовским и редакцией журнала «Новый мир», писатель отступил от правды ради идеологии. Он стремился доказать, что сотрудничество с государством разрушает личность. Это произошло с Твардовским, вступившим в компромисс со своей совестью. Честный человек должен бороться с государством. Автор стоит на позиции нравственного ригоризма, провозглашает оппозиционное поведение как единственно ценное с нравственной точки зрения. Такая позиция была типична для советских диссидентов 1960–1970-х гг.ru
dc.description.abstractThis article considers interpretations of ethical issues by representatives of the Soviet intelligentsia with reference to A. Solzhenitsyn’s The Oak and the Calf. The author argues that in the 1960s, Soviet scholars emphasised the universal character of morality, comprehending the problem of correlation of universal and class values in social practice. Ethical concepts were prescriptive and characterised by moral rigorism. Moral rigorism was also a feature of consciousness of the creative intelligentsia who traditionally perceived themselves and social processes through ethical categories. The intelligentsia were convinced of the educational mission of the community, which imposed a certain moral obligation. An intellectual had to set a behavioural pattern for society and serve noble ideals. Solzhenitsyn’s behaviour was perceived as exemplary by nonconformists. He demonstrated a focus on universal values and proclaimed the truth, conscience, and responsibility of a writer to the people the main ethical criteria. The analysis of The Oak and the Calf demonstrates that for Solzhenitsyn, ethics had instrumental value in his ideological struggle with the state. Speaking of his relationship with Tvardovsky and the editorial board of the Novyi Mir magazine, the writer deviated from the truth for the sake of ideology. He sought to prove that cooperation with the state destroyed the individual. This happened to Tvardovsky who compromised with his conscience. An honest man must fight with the state. The author is committed to the position of moral rigorism considering oppositional behaviour the only valuable form of behaviour from the moral point of view. This position was typical of Soviet dissidents of the 1960s–1970s.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherУральский федеральный университетru
dc.relation.ispartofИзвестия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 1 (184)ru
dc.subjectСОЛЖЕНИЦЫНru
dc.subjectТВАРДОВСКИЙru
dc.subjectЛИБЕРАЛЬНАЯ СОВЕТСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯru
dc.subjectДИССИДЕНТЫru
dc.subjectЭТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 1960–1970-Х ГОДОВru
dc.subjectSOLZHENITSYNen
dc.subjectTVARDOVSKYen
dc.subjectLIBERAL SOVIET INTELLIGENTSIAen
dc.subjectDISSIDENTSen
dc.subjectETHICAL CONCEPTS OF THE 1960S–1970Sen
dc.title«Бодался теленок с дубом» А. Солженицына в контексте этических исканий советской интеллигенции 1960–1970-х гг.ru
dc.title.alternativeThe Oak and the Calf by Aleksandr Solzhenitsyn in the Context of Ethical Quest of the Soviet Intelligentsia of the 1960s–1970sen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://elibrary.ru/item.asp?id=37347735-
dc.identifier.doi10.15826/izv2.2019.21.1.001-
local.description.firstpage11-
local.description.lastpage22-
local.issue1 (184)-
local.volume21-
dc.identifier.wosWOS:000468447400001-
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2019-184-01.pdf2,34 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.