Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/69947
Название: | Рубеж 1980–1990-х гг. в судьбах выпускников исторического факультета Кубанского университета: проблемы профессионального самоопределения |
Другие названия: | The Turn of the 1990s in the Lives of Graduates of the Faculty of History, Kuban University: Issues of Professional Self-determination |
Авторы: | Тажидинова, И. Г. Tazhidinova, I. G. |
Дата публикации: | 2019 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Тажидинова И. Г. Рубеж 1980–1990-х гг. в судьбах выпускников исторического факультета Кубанского университета: проблемы профессионального самоопределения / И. Г. Тажидинова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 1 (184). — С. 270-282. |
Аннотация: | Социальная история России последнего десятилетия ХХ в. тесно связана с завершающим этапом развития советского общества — временем «перестройки». Однако и тот и другой периоды недостаточно разработаны в отечественной историографии; особенно это касается таких аспектов, как повседневная жизнь людей в переходном обществе, социальная мобильность населения, жизненные стратегии молодого поколения. Статья нацелена на исследование того, каким образом новые политические и социально-экономические реалии рубежа 1980–1990-х гг. воздействовали на профессиональное самоопределение молодых людей, вступавших в это переломное время в самостоятельную жизнь. Мы предлагаем рассмотреть данную проблему на примере юношей и девушек, которые на исходе советской эпохи избрали своей специальностью историю, приложили максимум усилий для поступления на престижный исторический факультет Кубанского государственного университета, но, получив диплом о высшем образовании уже в иных общественных условиях, были вынуждены корректировать либо кардинально менять свои первоначальные профессиональные планы. Источниковой базой исследования послужили личные дела выпускников дневного отделения исторического факультета Кубанского государственного университета 1992 и 1993 гг., а также материалы 20 глубинных интервью с выпускниками, проведенных в 2018 г. Был составлен коллективный «портрет» выпускника дневного отделения истфака КубГУ 1992 и 1993 гг. (абитуриента 1987 и 1988 гг.). Выяснение мотиваций выбора в пользу истфака показало, что для многих факультет был привлекателен с точки зрения карьерного роста в партийных органах, госуправлении (особенно для комсомольских активистов). Последствия «перестройки» для личных профессиональных планов осознавались постепенно. Нестабильные экономические условия перехода к рынку привели к тому, что многие выпускники начали трудовой путь с устройства «по специальности» (в школы, музеи). The social history of Russia in the last decade of the 20th century is closely related to the last stage in the development of Soviet society, the time of “perestroika”. These periods have not been sufficiently studied in national historiography, especially such aspects as the daily life of people in a transition society, the social mobility of the population, and the life strategies of young people. The article discusses the influence of the new political and socio-economic realities of the turn of the 1990s on the professional self-determination of young people entering independent life at the time. The author suggests considering this issue with reference to boys and girls who chose to major in history, making every effort to enter the prestigious Faculty of History at Kuban State University at the end of the Soviet era. However, they gained a diploma of higher education in different social conditions, and they had to reconsider or radically change their professional plans. The research refers to the personal records of fulltime graduates of the Department of History, Kuban State University for 1992 and 1993 and materials of 20 interviews with graduates held in 2018. The author compiles a collective “portrait” of a graduate of the full-time department of KubSU in 1992 and 1993 (applicant of 1987 and 1988). The author reveals the motivation underlying the choice they made in favour of the Faculty of History. It is established that for many people, the Faculty was attractive in terms of career growth in party organs and state administration (especially for Komsomol activists). Young people gradually realised the consequences of “restructuring” for their personal professional plans. In the unstable economic conditions of the transition to market economy, many graduates started their careers exercising the profession they had chosen (at schools, museums). |
Ключевые слова: | СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ «ПЕРЕСТРОЙКА» ПАРТИЙНАЯ НОМЕНКЛАТУРА КАРЬЕРА ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР SOCIAL HISTORY “PERESTROIKA” PARTY NOMENCLATURE CAREER HISTORICAL FACULTY PROFESSIONAL CHOICE |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/69947 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=37347754 |
Идентификатор WOS: | WOS:000468447400020 |
ISSN: | 2587-6929 2227-2283 |
DOI: | 10.15826/izv2.2019.21.1.020 |
Сведения о поддержке: | Статья подготовлена при финансовой поддержке Фонда «Президентский центр Б. Н. Ельцина» в рамках проекта «Социальная история России (1990-е годы)». This article was prepared with financial support from the Boris Yeltsin Presidential Center Foundation within the framework of the project “The Social History of Russia (1990s)”. |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 1 (184) |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2019-184-20.pdf | 2,33 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.