Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/66002
Название: | Представления школьников и учителей о ценности современного общего образования: региональный аспект |
Другие названия: | Value of Modern Compulsory Education in Russian Schoolchildren’s Opinion: Regional Aspect |
Авторы: | Грунт, Е. В. Мухутдинова, А. И. Grunt, E. V. Mukchutdinova, A. I. |
Дата публикации: | 2018 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Грунт Е. В. Представления школьников и учителей о ценности современного общего образования: региональный аспект / Е. В. Грунт, А. И. Мухутдинова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2018. — Т. 13, № 4 (182). — С. 133-143. |
Аннотация: | Феномен ценности современного общего образования был проанализирован авторами с позиций институционального и аксиологического подходов. В рамках данных подходов общее образование, с одной стороны, рассматривается как важный социальный институт общества, с другой — как многогранный, полифункциональный феномен. Цель исследования — изучить представления школьников и учителей о ценности среднего общего образования, проблемах и факторах его формирования. Эмпирическую базу исследования представляют материалы социологического исследования, проведенного авторами в 2018 г. в общеобразовательных школах Екатеринбурга. Методы, используемые в исследовании, сочетают количественную и качественную стратегию. Исследование зафиксировало: общее (школьное) образование для большинства учащихся и их родителей является инструментальной ценностью, связанной с изменением статуса, престижа учащихся после окончания школы. Выявлен в обществе новый тренд: повышение ценности образования в целом, в том числе и среди учащихся школ, и снижение ценности школы. Школа перестает быть актуальным источником знаний, умений и навыков, теряет свою социальную значимость в глазах как родителей и детей, так и самих учителей. In this paper, we extend an existing approach to the problems of compulsory schooling. The major research objective is to clarify schoolchildren’s attitudes towards education values and factors affecting this process. Methodologically, compulsory schooling has been considered from the standpoint of institutional and axiological approaches. The research methodology combines qualitative and quantitative methods. Methods of collecting primary data were the questionnaire and interview. 500 schoolchildren were questioned. Interviews with experts (15 experts) are usd with the purpose to identify main problems and causes of low assessment of education values by schoolchildren. The study has shown that compulsory schooling is an instrumental value for the majority of schoolchildren and their parents, which can be associated with changing schoolchildren’s status, that is prestige after graduation. The dominant status-prestige value of compulsory schooling will probably retain its leading position in the nearest future, sharing it, perhaps, with economic (material) value. Main factors affecting the decline in the value of the school and compulsory education are teachers, schoolchildren’s parents and the schoolchildren themselves (their pragmatism towards education). A new trend has been revealed in Russian society: increasing the value of education in general in society, including among schoolchildren, and reducing the school's value and compulsory schooling value. The school ceases to be an actual source of knowledge and skills, it loses its social signifi cance in the eyes of both parents and children, and the teachers themselves. |
Ключевые слова: | SCHOOLCHILDREN COMPULSORY SCHOOLING COMPULSORY SCHOOLING VALUE INSTRUMENTAL VALUE SCHOOL ЦЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/66002 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=36739264 |
ISSN: | 2227-2291 |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. 2018. Т. 13. № 4 (182) |
Располагается в коллекциях: | Tempus et Memoria |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iuro-2018-182-14.pdf | 621,85 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.