Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/62448
Название: Возможности субарктических вузов для решения кадровых проблем Арктики
Другие названия: Opportunities of Subarctic Higher Education Institutions to Solve Personnel Problems in the Arctic
Авторы: Шабаева, С. В.
Степусь, И. С.
Хотеева,Е. А.
Shabaeva, S. V.
Stepus, I. S.
Khoteeva, E. A.
Дата публикации: 2017
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Шабаева С. В. Возможности субарктических вузов для решения кадровых проблем Арктики / С. В. Шабаева, И. С. Степусь, Е. А. Хотеева // Университетское управление: практика и анализ. — 2017. — Т. 21, № 4. — С. 106-115.
Аннотация: The case presented in the article describes the experience of Petrozavodsk State University as a largest pillar university of Northern European part of Russia in the field of searching for the mechanisms of broadening its participation in strategic development of Arctic region of Russia by means of training staff in relevant specializations/ fields of training. Nowadays there is a deficit of highly qualified specialists in several professions important for the Arctic region of Russia which will grow in future together with the development of Arctic projects. This leads to the necessity of training specialists for Arctic region not only at the universities situated there, but also at the universities from other regions. The research is based on comparative analysis of existing list of arctic professions which are in demand now and require higher education as well as personnel training structure at Petrozavodsk State University as a Sub-Arctic university with a potential for solving staff problems from several regions of the Russian Federation. Results of the conducted evaluation are presented in the terms of classification “deficit (a lack of labor resources) – balance (a balance between supply and demand for labor resources) – proficit (an excess of labor resources)”. According to the results of research the specializations/ areas of training in which PetSU can train graduates for meeting the demand in highly qualified specialists in Arctic region of Russia. Based on that information materials were developed on potential and perspectives of the university with detailed information about those specializations and areas of training that are in demand. Suggested mechanism is universal and can be used in organizing management of universities in other regions including pillar universities as well as the direction for network cooperation between the universities of Arctic and sub – Arctic regions. This research obtained information from the following sources: results of post – graduates‘ employment monitoring; documents on strategic development of territories in Arctic region of Russia; questionnaires results from leading employers of Arctic region of Russia; monitoring of employment agencies vacancies; list of specializations in demand on the Federal level of Ministry of Labor of the Russian Federation; forecasts on demand for personnel in the Arctic region economy.
Представленный в статье кейс описывает опыт Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) как крупнейшего опорного вуза Европейского Севера России по поиску механизмов расширения его участия в стратегическом освоении Арктический зоны России путем подготовки кадров по востребованным специальностям / направлениям подготовки. Уже в настоящее время по ряду востребованных профессий в Арктической зоне России отмечается дефицит высококвалифицированных специалистов с высшим образованием, который в будущем, когда арктические проекты наберут свою силу, будет только возрастать. Это обуславливает необходимость вовлечения в подготовку кадров для Арктики не только арктических университетов, но и вузов других регионов. В основе исследования – сопоставительный анализ перечня дефицитных востребованных арктических профессий, требующих высшего образования, и структуры подготовки кадров в Петрозаводском государственном университете как субарктическом вузе, обладающем потенциалом решения кадровых проблем не только одного субъекта Российской Федерации. Результаты проведенной оценки представлены в терминах классификации «дефицит (наблюдается нехватка трудовых ресурсов) – баланс (наблюдается баланс спроса и предложения на трудовые ресурсы) – профицит (наблюдается избыток трудовых ресурсов)». По результатам исследования выявлены те специальности / направления подготовки, по которым ПетрГУ может готовить выпускников для удовлетворения потребности в кадрах с высшим образованием в Арктической зоне России. На этой основе разработаны информационные материалы о потенциале и перспективных возможностях вуза, содержащие детальную информацию о востребованных специальностях/направлениях подготовки. Предлагаемый механизм универсален и может быть использован в организации управления вузами других регионов, включая опорные университеты, а также как направление сетевого взаимодействия университетов Арктической и Субарктической зон. Источниками информации данного исследования послужили: результаты мониторинга трудоустройства выпускников, документы стратегического развития территорий, относящихся к Арктической зоне России, опросы ведущих компаний – работодателей Арктической зоны России, мониторинг вакансий органов служб занятости населения, перечень востребованных на федеральном уровне профессий Минтруда России, прогноз кадровой потребности экономики Арктической зоны.
Ключевые слова: UNIVERSITY GRADUATES
EMPLOYMENT OF GRADUATES
TRAINING IN DEMAND
NETWORKING
REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY
ECONOMIC NEED
STRUCTURAL MATCHING
ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ
ВОСТРЕБОВАННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
ПОТРЕБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ
СТРУКТУРНОЕ СООТВЕТСТВИЕ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/62448
ISSN: 1999-6640
DOI: 10.15826/umpa.2017.04.054
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2017. Том 21. № 4
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2017_4_106-115.pdf733,46 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.