Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/62442
Title: Показатели оценки вклада университета в инновационное развитие региона
Other Titles: Indicators of the University’s Contribution to the Innovative Development of the Region
Authors: Огурцова, Е. В.
Перфильева, О. В.
Фирсова, А. А.
Ogurtsova, E. V.
Perfileva, O. V.
Firsova, A. A.
Issue Date: 2017
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Огурцова Е. В. Показатели оценки вклада университета в инновационное развитие региона / Е. В. Огурцова, О. В. Перфильева, А. А. Фирсова // Университетское управление: практика и анализ. — 2017. — Т. 21, № 4. — С. 53-62.
Abstract: This research article is devoted to the development of methodology for evaluating efficacy of regional economic systems and higher education sphere. The aim of the research is to justify the indicators of evaluating influence and input of universities into the regional innovation development. Analysis of the instruments measuring innovation development level the most wide – spread of which is the index of regional innovation development leads to the conclusion that with all their analytical importance we need to formulate special indicators for evaluating efficacy and quality of innovation development, monitoring and evaluation of investment perspectives, aims and results of state innovation policy. We suggest evaluation of university input into innovation development based on the methodology of Data envelopment analysis, which allows for comparing complex economic systems using analysis of Inputs and Outputs and indiscreet parameters of all these systems’ functioning. Regional innovation system and university as an actor in this system represent a complex organized ecosystem which transforms variable parameters of input and factors of innovation development into obtained variable parameters of Output – results of innovation activities. Activities of studied complexobject with many inputs and outputs are analyzed in functioning environment and compared with other actors. Based on DEA it is possible to build a matrix spreading data according to three categories: resources, results and rigid parameters using the Malkmist Index and obtain conclusions on regional innovation system efficacy and evaluate university input into regional innovation development using the thesis of higher level of activity of those regions that obtains more results with relatively similar number of resources. Input of universities into innovation development of the region to which they belong is determined by a set of factors the most important of which are: level of regional innovation development; level of regional innovation potential; level of university intellectual potential for regional development. To evaluate publicly available Rosstat indicators describing university activities and innovation development of Russian regions using statistic evaluation of technological development of economics, innovations, technologies and science the growth of which can be interpreted as an indication of positive level of innovation development of the region. Above mentioned positions were classified according to input and output indicators, system efficacy criteria were defined. Development of such methods for evaluating efficacy of reginal innovation system and input (involvement) of universities into regional development allows for studying different aspects of regional university activities creating instruments for evaluating their potential in the field of supporting regional innovation development. It seems reasonable to use above mentioned approach for analyzing the role and potential of social institutions of regional development and innovation regional systems, activation of innovation activities of its subjects, as well as for evaluating and formulating mechanisms of upgrading efficacy of universities and ranking regions. This is important for strategic planning of innovation regional strategies and allows for more effective implementation of innovation policy in the regions.
Данная исследовательская статья посвящена проблемам апробации и использования методологии оценки эффективности региональных экономических систем и сферы высшего образования. Цель исследования заключается в обосновании показателей для оценки влияния университетов на региональное инновационное развитие. Анализ инструментов измерения уровня инновационного развития, наиболее распространенными из которых являются индексы регионального инновационного развития, позволяет сделать вывод о том, что при всей их аналитической ценности для оценки эффективности и качества инновационного развития, мониторинга и оценки инвестиционных перспектив, целей и результатов государственной инновационной политики необходима разработка специальных индикаторов. Оценку вклада университета в инновационное развитие предлагается базировать на методологии Data envelopment analysis, которая позволяет сравнить деятельность сложных экономических систем на основе анализа Inputs и Outputs и недискретных параметров функционирования этих систем. Региональная инновационная система и университет как актор этой системы представляют собой сложно организованную экосистему, в которой преобразовываются переменные параметров Input «входа» – факторы инновационного развития в получаемые переменные параметров Output «выхода» – результаты инновационной деятельности. Деятельность исследуемого сложного объекта со множеством Inputs и Outputs анализируется в окружающей его среде функционирования и сопоставляется с другими акторами. На основе DEA возможно построить матрицу, если распределить имеющиеся данные по трем категориям: ресурсы, результаты, негибкие параметры с использованием Индекса Малкмиста и получить выводы об эффективности региональной инновационной системы. Возможно также оценить вклад университета в инновационное развитие региона с использованием тезиса о том, что сравнительно более эффективен тот регион, который получает больше результатов при относительно одинаковом количестве ресурсов. Вклад университетов в инновационное развитие территории их размещения определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются следующие: уровень инновационного развития региона, уровень инновационного потенциала региона, уровень интеллектуального потенциала университета для развития региона. Для их оценки общедоступные показатели Росстата, характеризующие деятельность университетов и инновационное развитие российских регионов по статистической оценке уровня технологического развития отраслей экономики и науки, инноваций, передовых производственных технологий, рост которых можно однозначно трактовать как свидетельство позитивного уровня инновационного развития региона, проклассифицированы с представленных выше позиций на Input и Output показатели, а также определены критерии эффективности системы. Разработка подобных методов оценки эффективности региональной инновационной системы и вклада (вовлеченности) университетов в региональное развитие позволит изучать различные аспекты деятельности региональных университетов, создавая инструментарий оценки их потенциала в содействии региональному инновационному развитию. Представляется перспективным применение описанного подхода к исследованию роли и потенциала социальных институтов регионального развития и инновационных региональных систем, активизации инновационной деятельности ее субъектов, для использования при оценке и выработке механизмов повышения эффективности университетов и ранжировании регионов, что важно при стратегическом планировании инновационных региональных стратегий и позволяет более эффективно реализовывать инновационную политику в регионах.
Keywords: UNIVERSITY
REGION
REGIONAL INNOVATION SYSTEM
METHODOLOGY
UNIVERSITY INVOLVEMENT IN THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE
DATA ENVELOPMENT ANALYSIS
УНИВЕРСИТЕТ
РЕГИОН
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА
МЕТОДОЛОГИЯ
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА В ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
DATA ENVELOPMENT ANALYSIS
URI: http://hdl.handle.net/10995/62442
ISSN: 1999-6640
DOI: 10.15826/umpa.2017.04.049
metadata.dc.description.sponsorship: Acknowledgments the reported study was supported by Russian Foundation for Basic Research (research project № 16-06-00582).
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16-06-00582.
Origin: Университетское управление: практика и анализ. 2017. Том 21. № 4
Appears in Collections:Университетское управление: практика и анализ

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
UM_2017_4_53-62.pdf621,1 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.