Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/62400
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorВахитов, Р. Р.ru
dc.contributor.authorVakhitov, R. R.en
dc.date.accessioned2018-10-01T07:04:53Z-
dc.date.available2018-10-01T07:04:53Z-
dc.date.issued2017-
dc.identifier.citationВахитов Р. Р. «Болезни» наших университетов: советские вузы в постсоветскую эпоху / Р. Р. Вахитов // Университетское управление: практика и анализ. — 2017. — Т. 21, № 2. — С. 14-23.ru
dc.identifier.issn1999-6640-
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/62400-
dc.description.abstractThe article falls under conceptual category. The aim of the article is to show specific features of higher education at the Soviet and post – Soviet territory and relation between Soviet education model and state planned economy. Russian education reformers as well as higher education specialists preparing theoretical basis for the reform do not understand these specifics and try to improve our education by the same instruments that are applied to Western universities. This naturally leads to practical failure of such reforms though it might seem that they were conducted successfully. The article uses the concept pf «economic razdatok» by O. E. Bessonova and author’s higher education «razdatok» concept which is a theoretical basis for this research. During the research it was found that Russian higher education system is in fact the Soviet one with slight modernization. Soviet universities were a part of state planned («razdatok» according to O. E. Bessonova) economy via enrollment plan mechanisms formed by USSR Gosplan on the basis of requests from institutions and companies from different spheres as well as designation of specialists to various economic and social spheres. «Razdatok» penetrated the very core of higher education in the USSR: organization of study process and lecturers’ activities were also under the plan and cycles of “hand in – hand out” whereas the study process was a dictator one in order to continuously supply economics and social sphere with necessary specialists. In this system lecturer turned to an unofficial state servant engaged in handing out and checking the knowledge. At the Post – Soviet time «razdatok» character of education remained though planned economy disappeared. Lecturer also remained sort of a civil servant though formally his relations with administration were based on the contract. However the reform destroyed these mechanisms in the system “university – state” leading to higher education working «idle» and produce specialists not employed according to their specialization. Recently because of appearing «target» students and regional requests the old mechanisms have begun to restore themselves. Limitations of this theoretical approach are related to the fact that modern Russia as well as the West is not limited to «razdatok» system. This should be taken into consideration by future researchers in this area. The novelty of the article is in the development of an original concept of the connection between the Russian educational model and state economy.en
dc.description.abstractПредлагаемая статья относится к категории концептуальных статей. Цель написания статьи – показать специфику высшего образования в советском и постсоветском обществах и связь советской модели образования с государственной плановой экономикой. Реформаторы российского образования, а также специалисты по высшему образованию, готовящие теоретическую основу реформ, не понимают этой специфики и пытаются совершенствовать наши вузы теми же средствами, что применяются и по отношению к западным вузам. Это естественным образом ведет к тому, что такие реформы, по сути, оказываются неудачными, хотя косметически все выглядит так, словно они осуществлены. В статье используются концепция «экономического раздатка» О. Э. Бесоновой и авторская концепция раздатка высшего образования, что является теоретической базой нашего исследования. В ходе работы обнаружено, что российская система высшего образования в сущности представляет собой советскую систему, только несколько модернизированную. Советские же вузы были включены в государственную плановую (раздаточную, по О. Э. Бессоновой) экономику через механизмы плана по приему, который формировался в Госплане СССР на основе заявок из учреждений и предприятий разных областей, а также распределения специалистов по этим отраслям экономики и социальной сферы. Раздаток проникал и в самое ядро высшего образования в СССР: организация учебы студентов и труда преподавателей также подчинялись планам и циклам «сдач-раздач», а учебный труд студентов носил принудительный характер, с тем чтобы бесперебойно снабжать специалистами экономику и социальную сферу. Само высшее образование было не только набором знаний и умений, но и социальным статусом. Преподаватель в этой системе превращался в неофициального госслужащего, который занимается раздатком и проверкой знаний. В постсоветские времена раздаточный характер высшего образования сохранился, а плановая экономика была упразднена. Преподаватель также остался своеобразным служащим, его отношения с администрацией лишь формально стали договорными. Однако реформы разрушили указанные механизмы в системе «вуз-государство», что привело к тому, что высшее образование стало работать «вхолостую» и производить специалистов, которые не работают по специальности. В последнее время в связи с появлением целевиков и региональных заявок прежние механизмы восстанавливаются. Ограничения данного теоретического подхода связаны с тем, что в современной России, как и на Западе, существует не только раздаток. Это необходимо учесть будущим исследователям этой темы. Новизна статьи состоит в разработке оригинальной концепции связи российской модели образования с государственной экономикой.ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherИздательство Уральского университетаru
dc.relation.ispartofУниверситетское управление: практика и анализ. 2017. Том 21. № 2ru
dc.subject«DISEASES» OF UNIVERSITIESen
dc.subjectEDUCATION REFORM, RAZDATOKen
dc.subjectHIGHER EDUCATIONen
dc.subjectSTATEPLANNED ECONOMYen
dc.subject«БОЛЕЗНИ» УНИВЕРСИТЕТОВru
dc.subjectРЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ, РАЗДАТОКru
dc.subjectВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕru
dc.subjectГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКАru
dc.title«Болезни» наших университетов: советские вузы в постсоветскую эпохуru
dc.title.alternative«Diseas» of our Universities: Soviet Universities in the Post-Sovieteraen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.doi10.15826/umpa.2017.02.016-
local.description.firstpage14-
local.description.lastpage23-
local.issue2-
local.volume21-
Appears in Collections:Университетское управление: практика и анализ

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
UM_2017_2_14-23.pdf635,88 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.