Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/62393
Название: Гендерные особенности развития управленческого потенциала российского университета
Другие названия: Gender Features of Administrative Building of a Russian University
Авторы: Резник, С. Д.
Макарова, С. Н.
Сазыкина, О. А.
Reznik, S. D.
Makarova, S. N.
Sazykina, O. A.
Дата публикации: 2017
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Резник С. Д. Гендерные особенности развития управленческого потенциала российского университета / С. Д. Резник, С. Н. Макарова, О. А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. — 2017. — Т. 21, № 1. — С. 115-125.
Аннотация: The aim of this research article is the detection of university administrative potential gender peculiarities on the basis of the analysis of women – executives position in the intra – university management system, defining trends and practical recommendations on its development. The research covers higher education institutions of the Russian Federation. The objects of the research are the women taking executive positions at Russian universities. The research demonstrates that higher education has a tendency towards vertical influence of gender characteristics. Just like state authorities, business and manufacture, universities give les influence to women as compared to men. Yet there is a tendency towards growing number of women – executives in higher education. For the last fifteen years there has been a growth of the number of women at all levels of intra – university executive positions: department deans – 1 8 %, vice – rectors and heads of chairs – 1 5 %, rectors – 8 %, which suggests an activation of women’s involvement into the university management process. It has been found out that a necessary prerequisite for enhancing women’s role in in intra-university managerial activity is the formation of managerial potential which acts as a system phenomenon and is an integrated performance criteria of managerial skills implementation depending on accumulated managerial resources (qualities and features), degree of existing managerial abilities actualization (motives and skills) and presence of managerial reserves creating prerequisites for further implementation in future. Achieving gender equality in higher education management requires academic support and defines the necessity and perspective of conducting special gender research. Novelty and originality of this article is in a clearly pronounced gender aspect of research in the field of developing Russian university managerial potential. The authors analyze women’s position in the system of intra – university management. Peculiar feature of this research is that it offers and explains measures aimed at effective formation, implementation and development of managerial potential of women – executives at higher educational institutions.
Цель данной исследовательской статьи – выявление гендерных особенностей управленческого потенциала университета на основе анализа положения женщин-руководителей в системе внутривузовского управления, определение направлений и практических рекомендаций по его развитию. Объектом выступили учреждения высшего образования Российской Федерации. Предметом исследования являются женщины, занимающие руководящие должности в российских вузах. В результате исследования отмечено, что в сфере высшего образования прослеживается тенденция вертикального влияния признака пола. В университетах, так же, как и в структурах власти, на производстве и в бизнесе, женщины имеют в управлении меньше влияния, чем мужчины. Несмотря на это, доля женщин среди руководящих работников вузов имеет тенденцию к увеличению. Прирост доли женщин за последние пятнадцать лет отмечается на всех внутривузовских управленческих должностях, а именно: на должностях деканов факультетов – н а 18 %, на должностях проректоров и заведующих кафедрами – н а 15 %, на ректорских должностях – н а 8 %, что позволяет говорить об активизации вовлечения женщин в процессы управления вузами. Установлено, что необходимым условием повышения роли женщин во внутривузовской управленческой деятельности является формирование у них управленческого потенциала, который выступает как системное явление и представляет собой интегрированный показатель реализации управленческих способностей, обусловленный накопленными управленческими ресурсами (качествами и свойствами), степенью актуализации имеющихся управленческих возможностей (мотивов и способностей) и наличием управленческих резервов, создающих предпосылки для возможной реализации в будущем. Достижение гендерного равенства в управлении высшей школой требует научного обеспечения, определяет необходимость и перспективность осуществления специальных гендерных исследований. Новизна и оригинальность настоящей статьи заключается в четко выраженном гендерном аспекте исследования проблемы развития управленческого потенциала российского университета. Проанализировано положение женщин-руководителей и выявлены особенности представительности женщин в системе внутривузовского управления. Отличие исследования от других подобных работ состоит также и в том, что в ней предложены и обоснованы меры, нацеленные на эффективное формирование, реализацию и развитие управленческого потенциала женщин-руководителей в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: INTRA-UNIVERSITY MANAGEMENT
MANAGEMENT CAPACITY
GENDER PECULIARITIES
WOMEN – EXECUTIVES
ВНУТРИВУЗОВСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЬ-ЖЕНЩИНА
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/62393
ISSN: 1999-6640
DOI: 10.15826/umpa.2017.01.011
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2017. Том 21. № 1
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2017_1_115-125.pdf568,76 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.