Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/62386
Название: Международная образовательная деятельность российских вузов
Другие названия: International Educational Activities of Russian Universities
Авторы: Меликян, А. В.
Melikyan, A. V.
Дата публикации: 2017
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Меликян А. В. Международная образовательная деятельность российских вузов / А. В. Меликян // Университетское управление: практика и анализ. — 2017. — Т. 21, № 1. — С. 52-62.
Аннотация: The article represents the results of a research into international educational activities of Russian Universities. The aims of the research were to identify university groups with similar international educational Activities indicators in certain areas (based on data cluster analysis) and analyze university characteristics for each cluster (foreign students characteristics, university size, specialization, territorial position, university selectivity, teaching and research staff internationalization, international research). The research included 301 universities from all regions of the Russian Federation. We conducted hierarchical agglomeration cluster analysis on the following indicators: student internationalization, development of incoming academic mobility, teaching programs internationalization, internationalization of university income from educational activities, amount of fees paid by foreign students and commercialization of foreign students training. Cluster analysis identified five groups with similar characteristics that got the following names: «internationalization leaders», «leaders», «recruiters», «newcomers», «outsiders». The research demonstrated that most universities diversify the content of foreign students implementing both basic and supplementary teaching programs, offering different formats of training for the students from different countries. The size of the university does not predetermine the scope of its international activities. Each cluster includes universities with less than 1000 students and large universities with several thousand students. High performance clusters usually include multi – profile universities offering a broad spectrum of educational services for foreign consumers. Moscow and Saint Petersburg universities lead in terms of international educational activities. Universities from high performance clusters are the most selective in choosing students, have a large number of foreign teaching and research staff, high international quotation rating of academic publications by university researchers. Obtained results of the research are of interest to university administration as they form an overall picture of the current state and main trends of international educational activities at the Russian universities. Suggested university classification can serve as the basis for analyzing the position of a university in an international educational market and altering strategic plans on obtaining and strengthening positions at different segments of this market. The classification presented in the article does not reflect all the diverse ways Russian universities take to develop and broaden their international educational activities. At the same time research results allow for identifying several general models of the Russian universities’ behavior at the international educational market. Further research in the field of international educational activities of the Russian universities is required that would allow for a more detailed analysis of its current state and its main development trends for the recent years.
В статье представлены результаты исследования международной образовательной деятельности российских вузов. Цели исследования: выделить группы вузов, имеющих близкие показатели международной образователь- ной деятельности по ряду направлений (на основе кластерного анализа данных), и по каждому из выделенных кластеров проанализировать характеристики вузов (состав иностранных учащихся, размер вуза, специализация, территориальное расположение, уровень селективности вуза, интернационализация научно-педагогического состава и исследовательской деятельности). В выборку исследования вошел 301 вуз из всех округов Российской Федерации. Был проведен иерархический агломеративный кластерный анализ по следующим показателям: интернационализация состава учащихся, развитие входящей международной академической мобильности, интернационализация образовательных программ, интернационализация дохода вуза от образовательной деятельности, уровень оплаты обучения иностранных учащихся и коммерциализация обучения иностранных учащихся. Кластерный анализ выявил пять групп вузов со сходными характеристиками, которым присвоены условные названия: «лидеры-интернационализаторы», «лидеры», «рекрутеры», «новички», «аутсайдеры». Кластеры имеют четко идентифицируемый профиль, но значительно различаются по числу вузов. Лишь 14 % вузов выборки вошли в кластеры, демонстрирующие сравнительно высокие достижения. Остальные вузы отнесены к «новичкам» или «аутсайдерам». Исследование показало, что большинство вузов диверсифицируют состав иностранных учащихся, реализуя как основные, так и дополнительные образовательные программы, предлагая различные формы обучения гражданам разных стран. Размер вуза не определяет состояние его международной образовательной деятельности. В каждом кластере есть как вузы с численностью студентов менее 1000, так и крупные вузы, в которых обучается несколько тысяч студентов. В кластеры с высокими показателями входят преимущественно многопрофильные вузы, предлагающие широкий спектр образовательных услуг для иностранных потребителей. Вузы Москвы и Санкт-Петербурга лидируют по показателям международной образовательной деятельности. Вузы в кластерах с хорошими показателями международной образовательной деятельности имеют наиболее высокий уровень селективности при отборе абитуриентов, высокую численность иностранных научно-педагогических работников и высокий показатель международного цитирования научных публикаций сотрудников вузов. Полученные результаты исследования могут представлять интерес для руководителей вузов, поскольку позволяют составить общее представление о текущем состоянии и основных направлениях международной образовательной деятельности в российских вузах. Предложенная классификация вузов может служить основой для анализа собственной позиции вуза на международном образовательном рынке и корректировки стратегических планов по завоеванию и укреплению позиций в различных сегментах этого рынка. Представленная в статье классификация не отражает все многообразие путей поиска российскими вузами возможностей развития и расширения международной образовательной деятельности. В то же время результаты исследования позволяют выявить некоторые общие модели поведения российских вузов на международном образовательном рынке. Необходимы дальнейшие исследования международной образовательной деятельности российских вузов, которые позволят более подробно проанализировать текущее состояние и основные направления ее развития за последние годы.
Ключевые слова: INTERNATIONAL ACTIVITIES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
FOREIGN STUDENTS
INTERNATIONAL HIGHER EDUCATION MARKET
INTERNATIONALIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES
UNIVERSITY INCOME
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЫНОК
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОХОДЫ ВУЗОВ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/62386
ISSN: 1999-6640
DOI: 10.15826/umpa.2017.01.005
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2017. Том 21. № 1
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2017_1_52-62.pdf475,69 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.