Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/62376
Название: Реструктуризация системы высшего образования: оценка результатов объединений вузов
Другие названия: Higher Education System Restructuring: Evaluating Results of University Mergers
Авторы: Зиньковский, К. В.
Деркачев, П. В.
Zinkovsky, K. V.
Derkachev, P. V.
Дата публикации: 2016
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Зиньковский К. В. Реструктуризация системы высшего образования: оценка результатов объединений вузов / К. В. Зиньковский, П. В. Деркачев // Университетское управление: практика и анализ. — 2016. — № 106 (6). — С. 135-145.
Аннотация: The main focus of the article is the question if mergers, takeovers, and organizational restructuring lead to increased university efficacy. The task of defining efficacy with several “input” and “output” performance indicators nowadays is easily solved by a data envelope analysis (DEA). Two models for evaluating educational and academic efficacy of a university. Calculations use DEA model oriented towards input (Input Orientated) with constant return to scale (Constant Returns to Scale, CRS). In order to conduct comparative analysis of groups of universities undergoing restructuring process of different magnitude the authors suggest several university classifications: according to the number of merged and/or liquidated units; restructuring completion period; restructuring mechanism type; including mid level professional education into the university under evaluation. In order to test the suggested hypotheses the authors used non parametric statistic methods of average comparison. The pool for this research covered 132 universities with the Russian Federation Ministry of Education and Science as a founder. The research has not identified decreased efficacy of universities as a result of restructuring process. It has turned out that universities actively participating in restructuring processes have become more effective in comparison with other universities. The research has not observed the effect of temporary decrease and following growth of efficacy at organizations undergoing mergers or takeovers. The research has not supported the hypothesis of decreasing university efficacy as a result of taking over mid level professional education institution. The results of the research clearly indicate the lag in efficacy as compared to the leading competitors where 2010 is a reference year. The authors understand that testing whether suggested hypotheses are true or false and require more detailed research of the university as compared to 2010. As many countries have accumulated sufficient experience of higher education restructuring the results of research into Russian universities restructuring making a comparison of the efficacy of the leading competitors according to numbers in 2010. The authors understand that it will take time to see if their suggestion are true or false. As foreign higher education restructuring materials can be easily downloaded. The results of the research of Russian Federation universities restructuring allow for provide conclusions, using accumulated theoretical concepts for explaining and predicting possible consequences of using different restricting mechanisms. The article uses academically acknowledged envelope data analysis method. This method is for the first time used to compare university efficacy in dynamics.
Исследовательская статья. Основной вопрос статьи состоит в том, наблюдается ли прирост результативности вузов за счет слияния, поглощения или организационной реструктуризации. Задача определения результативности при нескольких «выходных» и «входных» показателях сегодня решается хорошо зарекомендовавшим себя методом оболочечного анализа данных (Data Envelope Analysis, DEA). Представлены две модели для оценки образовательной и научно-образовательной результативности вузов. При расчетах использовалась модель DEA, ориентированная на ресурсы (Input Orientated) с постоянной отдачей от масштаба (Constant Returns to Scale, CRS). Для сравнительного анализа групп вузов, в той или иной степени находящихся в процессах реструктуризации, авторами данной работы было предложено несколько классификаций вузов: по числу присоединенных и/или ликвидируемых организационных единиц; по периоду завершения реструктуризации; по типу механизма реструктуризации; по признаку присоединения к оцениваемому вузу организаций среднего профессионального образования. Для проверки выдвинутых гипотез использовались непараметрические статистические методы сравнения средних. Выборка данного исследования составила 132 вуза, учредителем которых является Министерство образования и науки Российской Федерации. Авторами не было обнаружено ухудшения эффективности вузов вследствие участия в процессах реструктуризации. Оказалось, что вузы, активно участвующие в процессах реструктуризации, повысили свою эффективность относительно других вузов. Исследование не выявило эффекта временного снижения и последующего восстановления эффективности организаций, находящихся в процессах слияния и поглощения. Проведенный анализ не подтвердил гипотезу о снижении эффективности вузов, присоединивших к себе организации среднего профессионального образования. Результаты исследования явно указывают на то, что вузы к 2015 г. сократили свое отставание в эффективности от лидирующих конкурентов по сравнению с 2010 г. Авторы отдают себе отчет, что проверка верности или ошибочности выдвинутых предположений требует более детального исследования вузов. Поскольку во многих странах уже накоплен большой опыт реструктуризации высшего образования, результаты исследования реструктуризации российских вузов позволят сделать сопоставления, использовать наработанные теоретические концепции для объяснения и прогнозирования возможных последствий использования различных механизмов реструктуризации. В статье применяется научно признанный метод оболочечного анализа данных. Впервые с помощью этого метода делается сравнение эффективности вузов в динамике.
Ключевые слова: RESTRUCTURING HIGHER EDUCATION SYSTEM
UNIVERSITY MERGERS
REMOTE BRANCHES LIQUIDATION
UNIVERSITY EFFICACY MONITORING
DATA ENVELOPE ANALYSIS
EDUCATION ECONOMICS
EDUCATION MANAGEMENT
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИСОЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ
ЛИКВИДАЦИЯ ФИЛИАЛОВ
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗОВ
ОБОЛОЧЕЧНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/62376
ISSN: 1999-6640
DOI: 10.15826/umj.2016.106.067
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 106 (6)
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2016_6_135-145.pdf664,61 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.