Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/62374
Название: Анализ влияния показателей интернационализации на рейтинговые оценки российских вузов
Другие названия: Analysis of Internationalization Indicators Influence on Ranking Position of Russian Universities
Авторы: Шакирова, Ю. А.
Щетникова, И. Л.
Гаряева, А. Ф.
Шугаепова, А. А.
Shakirova, Yu. A.
Schetnikova, I. L.
Garyaeva, A. F.
Shugaepova, A. A.
Дата публикации: 2016
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Анализ влияния показателей интернационализации на рейтинговые оценки российских вузов / Ю. А. Шакирова, И. Л. Щетникова, А. Ф. Гаряева, А. А. Шугаепова // Университетское управление: практика и анализ. — 2016. — № 106 (6). — С. 111-119.
Аннотация: The aim of this paper is to study the interdependence between university internationalization level and their position in respected international ratings. Nowadays, integration into international educational space has become a matter of top priority for many Russian universities. However, the question concerning the degree of international component influence over their position in international ratings remains unanswered. This article is an attempt of using mathematic statistical methods to identify the interdependence between these two indicators. The objects of the research include 18 Russian universities featured in QS and THE ratings in 2016 and 18 international universities from top-100 universities in the above mentioned ratings. Analysis of the obtained results allows presenting a descriptive hypothesis on two opposing trends, typical of foreign and Russian universities. The latter demonstrate either weak positive or weak negative correlation between rating position and international activities indicators. Foreign universities, on the contrary, demonstrate pronounced positive correlation between indicators under analysis. Maximal correlation has been identified between QS rating and the number of foreign lecturers. Hypotheses suggested in this article can be of interest to university administration in the process of formulating and altering strategic development plans.
Целью настоящей работы явилось изучение зависимости между уровнем интернационализации университетов и их позицией в авторитетных мировых рейтингах. На сегодняшний день для многих российских вузов процесс интеграции в международное образовательное пространство приобретает приоритетное значение. Однако вопрос о том, насколько существенное влияние оказывает усиление международной составляющей на рост их рейтинговых позиций, до сих пор остается дискуссионным. В статье предпринята попытка при помощи методов математической статистики установить наличие зависимости между этими показателями. Объектами исследования стали 18 российских вузов, вошедших в 2016 г. в глобальные рейтинги QS и THE, и 18 зарубежных вузов, представленных в первой сотне вышеназванных рейтинговых систем. Анализ полученных результатов позволил выдвинуть описательную гипотезу о наличии двух противоположных тенденций, характерных для зарубежных и российских вузов. Так, для последних зафиксирована незначительная положительная либо слабо-отрицательная корреляция между рейтинговой позицией и индикаторами международной деятельности. Зарубежные вузы, напротив, демонстрируют наличие положительной корреляционной зависимости между исследуемыми показателями. Максимальная корреляция зафиксирована между позицией в рейтинге QS и количеством иностранных преподавателей. Выдвигаемые в данном исследовании гипотезы могут представлять интерес для администраций вузов при разработке и корректировке стратегических планов развития. Интернационализация высшего образования в последние годы стала одним из ведущих трендов развития образования в мире. Внутренняя политика большинства современных университетов нацелена на встраивание международной составляющей в миссию вуза и вовлечение в нее всех заинтересованных сторон. Необходимость развития интернационализации мотивируется различными факторами, в том числе потребностью в расширении доступа к источникам передовых знаний, новыми возможностями для построения партнерских отношений и развития навыков межкультурных коммуникаций, повышением репутации вузов.
Ключевые слова: HIGHER EDUCATION
INTERNATIONALIZATION
FOREIGN STUDENTS
FOREIGN TEACHERS
INTERNATIONAL EDUCATIONAL SPACE
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ
ИНОСТРАННЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/62374
ISSN: 1999-6640
DOI: 10.15826/umj.2016.106.065
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 106 (6)
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2016_6_111-119.pdf605,16 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.