Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/61320
Название: Современные студенты России в пространстве традиционных и либеральных ценностей (на примере Волгограда)
Другие названия: Modern Students of Russia in the Space of Traditional and Liberal Prices (on the Example of Volgograd)
Авторы: Dulina, N. V.
Strizoe, A. L.
Дулина, Н. В.
Стризое, А. Л.
Дата публикации: 2018
Издатель: Гуманитарный университет
Библиографическое описание: Дулина Н. В. Современные студенты России в пространстве традиционных и либеральных ценностей (на примере Волгограда) / Н. В. Дулина, А. Л. Стризое // XXI Уральские социологические чтения. Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития : материалы Международная научно-практическая конференция (Екатеринбург, 15–16 марта 2018 года). — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2018. — С. 492-497.
Аннотация: The article presents the results of a sociological study of liberal and traditional values of student youth. The research was based on: a) the idea of the inclusion of young people in the process of socialization as an active agent of social interaction and b) the leading role of the mechanisms and processes of subject-object interaction in the socio-cultural environment in which the value relation of youth to the surrounding social reality is formed. The interaction of liberal and traditional values was presented in the form of a dichotomous axiological construction, embracing, first, the basic values of liberalism and traditionalism – freedom and the family-corporate tradition. Secondly, the object of comparison was a binary axiological perception of the role of social institutions and, above all, of the state. Thirdly, the value opposition of the life strategies of individualism (active) and corporatism (passive) was fixed. The last of the distinguished dichotomies characterizes the principles of building a social order (justice, equality, solidarity). Studies by Russian sociologists of the values of student youth and attempts to typologize them make it possible to conclude that the existing system of values of Russian students is ambiguous, contradictory and transitive. The evidence base of the research was the results of an applied sociological study performed on the basis of three leading Volgograd universities (N = 350). Volgograd student youth is characterized by a preference for the labor understanding of justice, as well as for the non-egalitarian understanding of equality as the equality of the initial chances and the «rules of the game», which does not allow equality of results.In the interpretation of solidarity, most respondents tended to the option of civic solidarity, but all the traditionalist answers in the amount of elections outperform this (civil) option. It can be concluded that students’ understanding of the optimal social order is generally compatible with the development of market relations and democratic rights and freedoms.
В статье представлены результаты социологического исследования, основной целью которого стало изучение либеральных и традиционных ценностей студенческой молодежи. Исследование базировалось на: а) идее включенности молодежи в процесс социализации как активного агента социального взаимодействия и б) ведущей роли механизмов и процессов субъектно-объектного взаимодействия в социокультурной среде, в которых формируется ценностное отношение молодежи к окружающей социальной реальности. Взаимодействие либеральных и традиционных ценностей было представлено в виде дихотомической аксиологической конструкции, охватывающей, во-первых, основные ценности либерализма и традиционализма – свободу и семейно-корпоративную традицию. Во-вторых, объектом сравнения стало бинарное аксиологическое восприятие роли социальных институтов и, прежде всего, государства. В-третьих, было зафиксировано ценностное противостояние жизненных стратегий индивидуализма (активной) и корпоративизма (пассивной). Последняя из выделенных дихотомий характеризует принципы построения социального порядка (справедливость, равенство, солидарность). Исследования российскими социологами ценностей студенческой молодежи и попытки их типологизации позволяют сделать вывод о неоднозначности, противоречивости и переходности существующей системы ценностей российского студенчества. Доказательную базу исследования составили результаты прикладного социологического исследования, выполненного на базе трех ведущих волгоградских вузов (N = 350). Для студенческой молодежи Волгограда характерно предпочтение трудовому пониманию справедливости, равно как и неэгалитарному пониманию равенства как равенства исходных шансов и «правил игры», не допускающему равенство результатов. В трактовке солидарности большинство респондентов склонялось к варианту гражданской солидарности, однако все традиционалистские ответы в сумме выборов превосходят этот (гражданский) вариант. Можно заключить, что понимание студентами оптимального социального порядка в целом совместимо с развитием рыночных отношений и демократических прав и свобод.
Ключевые слова: YOUTH
STUDENTS
VALUES
TRADITIONAL VALUES
LIBERAL VALUES
SOCIAL EQUALITY
SOCIAL JUSTICE
МОЛОДЕЖЬ
СТУДЕНТЫ
ЦЕННОСТИ
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/61320
Конференция/семинар: Международная научно-практическая конференция «XXI Уральские социологические чтения. Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития»
Дата конференции/семинара: 15.03.2018-16.03.2018
ISBN: 978-5-7741-0327-0
Источники: XXI Уральские социологические чтения. Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития. — Екатеринбург, 2018
Располагается в коллекциях:Уральские социологические чтения

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
978-5-7741-0327-0_115.pdf296,55 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.