Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/60754
Название: | Дневниковая проза М. Цветаевой: авторская концепция и законы жанра |
Другие названия: | Diary Prose by M. Tsvetaeva: The Author’s Concept and Genre Peculiarities |
Авторы: | Джаббарова, Е. Я. Dzhabbarova, E. Ya. |
Дата публикации: | 2018 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Джаббарова Е. Я. Дневниковая проза М. Цветаевой: авторская концепция и законы жанра / Е. Я. Джаббарова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2018. — Т. 20, № 2 (175). — С. 189-198. |
Аннотация: | В статье анализируются ключевые особенности прозы поэта в аспекте соотношения традиции жанра с авторско-индивидуальными чертами, свойственными дневникам Марины Цветаевой. Упомянуты ключевые литературоведческие и лингвистические труды, посвященные наследию поэта. Материал анализа ограничен дневниковой прозой Цветаевой, написанной преимущественно в период с 1917 по 1920 г., в Москве (к ней относятся следующие дневниковые записи: «О любви», «О Г ермании», «Чердачное», «Отрывки из книги “Земные приметы”», «О благодарности»). В статье определены классические традиционные черты, свойственные дневниковой прозе Цветаевой, к которым относятся: во-первых, датировка (указания на конкретные даты и числа); во-вторых, первичность субъективности автора, которая в свою очередь диктует выбор материала, в-третьих, цитирование чужой речи и воссоздание диалогов, наконец, фрагментарность повествования. Обнаруживаются и сугубо цветаевские черты дневниковой прозы, такие как: афористичность высказываний (тяготение к чересчур художественным формам выражения той или иной авторской идеи, свидетельствующее об имплицитном присутствии читателя), наличие графических элементов, в частности, линий, отделяющих одну мысль от другой, стремление к тематическому обозначению дневниковых записей (в частности, наличие заголовков), появление категории «сущностного» и, как следствие, соотношения «сущность» / «воплощение». В результате анализа становится очевидно, что дневниковая проза Марины Цветаевой в большинстве случаев имеет статус именно художественно законченного высказывания, что в целом несвойственно традиционному жанру дневника и делает возможным прижизненную публикацию ее дневниковых очерков. Автор сознательно создает текст, рассчитанный на широкое прочтение и публикацию. This article analyses the key features of prose written by a poet from the point of view of correlation between the traditions of the genre and the individual features of the author’s style typical of Marina Tsvetaeva’s diaries. The article refers to key works on literature and linguistics devoted to the poet’s heritage. The material of the analysis is M. Tsvetaeva’s diary prose written between 1917 and 1920 in Moscow (including About Love, About Germany, Attic Writings, Excerpts from the Book Earthly Signs, About Gratitude). The article defines traditional features typical of Tsvetaeva’s diary prose such as the dating (references to specific dates important to Tsvetaeva), the primacy of the author’s subjectivity, which dictates the choice of the material; the citing of other people’s speech and recreation of dialogues, and, ultimately, the fragmentariness of the narrative. Moreover, the author singles out features inherent only in Tsvetaeva’s diary prose. They are the aphoristic character of statements (the use of overly artistic forms of expression of the author’s ideas, which are due to the implicit presence of the reader), graphic elements, such as lines that separate one thought from another, thematic divisions of diary entries (titles), the category of the “essential” and the correlation between the “essence” and “realisation”. The analysis demonstrates that in most cases, M. Tsvetaeva’s diary prose has the status of an artistically finished statement, which is not characteristic of the genre and which made it possible for the works to be published during the poet’s life. The author consciously creates a text intended for public reading and publication. |
Ключевые слова: | МАРИНА ЦВЕТАЕВА ДНЕВНИКОВАЯ ПРОЗА ПАМЯТЬ ЖАНРА ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ПРОЗА ПОЭТА КАТЕГОРИЯ MARINA TSVETAEVA DIARY PROSE MEMORY OF THE GENRE PROPER NAMES PRONOUNS POET’S PROSE CATEGORY |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/60754 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=35553696 |
Идентификатор WOS: | WOS:000468389000015 |
ISSN: | 2587-6929 2227-2283 |
DOI: | 10.15826/izv2.2018.20.2.035 |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 2 (175) |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2018-175-15.pdf | 2,18 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.