Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/60753
Название: | Образ незримого креста в русской лирике ХХ в.: от «Двенадати» Блока до «Римского дневника 1944 года» Вячеслава Иванова |
Другие названия: | The Image of the Invisible Cross in the Russian Lyrical Poetry of the 20th Century: From The Twelve by Blok to the Roman Diary by Vyacheslav Ivanov |
Авторы: | Федякин, С. Р. Fedyakin, S. R. |
Дата публикации: | 2018 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Федякин С. Р. Образ незримого креста в русской лирике ХХ в.: от «Двенадати» Блока до «Римского дневника 1944 года» Вячеслава Иванова / С. Р. Федякин // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2018. — Т. 20, № 2 (175). — С. 178-188. |
Аннотация: | На примере произведений четырех поэтов рассмотрен особый образ «незримого креста», который возникает при соприкосновении образов, вычерчивающих горизонталь, и образов, рисующих вертикаль. В стихотворении Бориса Пастернака «Зимняя ночь» это образ метели и свечи в первой строфе, в поэме Блока «Двенадцать» это пересечение линии от «черного неба» к «белому снегу» и линии «ветра», в стихотворении Георгия Иванова подобное пересечение дает движение тройки и образ падающей «черной музыки Блока». И образ метели у Пастернака, и образ «музыки Блока» у Г еоргия Иванова отсылают к поэме «Двенадцать». Все три произведения имеют в основании одну историческую реальность: крушение прежней России и неопределенность людских судеб в трагические времена истории. В стихотворении Вячеслава Иванова, написанном в Р име 23 мая 1944 г., тоже явлен образ «незримого креста». Но он возникает при сопоставлении первой и второй строф стихотворения. Первая строфа рисует европейский образ мира, для которого характерна «вертикальность». Эту линию подчеркивают образы «готических церквей» и «циклопова молота». Вторая строфа изображает «горизонтальный» образ мира, характерный для России. Эту линию подчеркивают образы «пути», «рельс». В каждой строфе есть детали, дающие ощущение неустойчивости каждого из этих исторических образований. Третья строфа подобна взгляду из космоса на земной мир и на исторический путь человечества, который привел его к нынешней войне. Образ, найденный Ивановым, мог родиться благодаря его жизни в Р име и памяти о Р оссии. Вместе с тем, та настойчивость, с которой «незримый крест» воплощается у разных авторов в различное время, делает этот образ характерным для всего ХХ в. Referring to works of four poets, the author analyses a special image of the “invisible cross” that appears when horizontal and vertical poetic images come into contact. In Boris Pasternak’s poem Winter Night, it is formed by the image of windstorm and candles in the first stanza, in Blok’s The Twelve by crossing the lines from the “black sky” to the “white snow” with the “wind line”. In Georgy Ivanov’s poem, the image of the “invisible cross” appears from the troika’s movement and the image of the falling “black music by Blok”. The image of “windstorm” in Pasternak’s poem and that of “Blok’s music” in Ivanov’s poem allude to The Twelve. All the three works refer to the same historical reality: the collapse of former Russia and the uncertainty of human destiny in the tragic period of history. In Vyacheslav Ivanov’s poem written in Rome on 23 May 1944, the image of the “invisible cross” is also present. However, it appears when comparing the first and second stanzas of the poem. The first stanza represents the European image of the world, which is characterised as “vertical” which is accentuated by the images of “Gothic churches” and “cyclopic hammer”. The second stanza represents the “horizontal” image of the world, characteristic for Russia, accentuated by the images of “ways”, and “rails”. Every stanza contains details adding to the sensation of instability of both historical entities. The third verse is like looking from space at the earth and at the historical path of humanity, which has led it to the current war. The image found by Ivanov could emerge as a result of his life in Rome and his memory of Russia. At the same time, the perseverance with which the “invisible cross” appears in works of different authors at different times makes the image typical of the entire twentieth century. |
Ключевые слова: | БЛОК А. ПАСТЕРНАК Б. ГЕОРГИЙ ИВАНОВ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ «ДВЕНАДЦАТЬ» СТИХОТВОРЕНИЕ ОБРАЗ «НЕЗРИМЫЙ КРЕСТ» РИМ ЕВРОПА РОССИЯ ХХ ВЕК BLOK A. PASTERNAK B. GEORGY IVANOV VYACHESLAV IVANOV TWELVE POEM IMAGE “INVISIBLE CROSS” ROME EUROPE RUSSIA 20TH CENTURY |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/60753 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=35553695 |
Идентификатор WOS: | WOS:000468389000014 |
ISSN: | 2587-6929 2227-2283 |
DOI: | 10.15826/izv2.2018.20.2.034 |
Сведения о поддержке: | Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Русское присутствие в Италии в первой половине XX века» № 17-04-00126. The study was performed with financial support of Russian Fund for Basic Research, the project no. 17-04-00126 “Russian Presence in Italy in the First Half of the 20th Century”. |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 2 (175) |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2018-175-14.pdf | 2,18 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.