Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/59166
Название: Популярная культура и развитие личности: педагогический аспект
Другие названия: Popular culture and personal development: pedagogical aspect
Авторы: Dudina, M.
Дудина, М. Н.
Дата публикации: 2018
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Дудина М. Н. Популярная культура и развитие личности: педагогический аспект / М. Н. Дудина // XXI Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 22-23 марта 2018 г., Екатеринбург. — Екатеринбург: УрФУ, 2018. — С. 888-899.
Аннотация: The research aim is to reveal the essence of the phenomenon of the mass culture as an outer factor, that defines the development potential during various age periods; the correlating a democratic development and personal identity; the persons reflection as a culture bearer; the attitudes formation of students at undergraduate and postgraduate programmes; the definition and justification of pedagogical aspects that are related to accomplishments and disadvantages, the teaching and upbringing potential and risks as a psychological and pedagogical problems; the solution of these problems on the methodological basis of the culture-historical approach in innovative didactic technologies that promote the critical-reflective cognition of mass culture, the development of criterion thinking in education for the conscious development of traits of character, that are associated with the ability to be selective in the situation of freedom and responsibility. Through the research, a dual attitude was revealed among students. The spread of opinions was indicated: from the categorical rejection of the phenomena of mass culture, the association with the degradation of culture through the planting of low-lying tastes and desires with the aid of IT, and hence the desire to protect high culture, spirituality and morality up to the unconditional acceptance in a democratic pathos of aesthetic forms of free self-expression and identification, from the outside and the top. Significant differences in the definition of mass culture and in the solution of pedagogical problems at different levels of education process have been revealed. The research results demonstrate the need for a meaningful pedagogical activity, focuses on the actualization of personality as the bearer of culture in freedom and responsibility increasing conditions.
Цель исследования состояла в выявлении сущности феномена популярной культуры как внешнего фактора, детерминирующего развитие личности в разные возрастные периоды; соотнесении демократического развития социума и личностной идентификации, рефлексии себя как носителя культуры; установлении отношения к ней студентов разных уровней образования (бакалавриат, аспирантура); выделении и обосновании ими педагогических аспектов, связанных с достоинствами и недостатками, потенциалом и рисками обучения и воспитания как психолого-педагогической проблемы; возможности ее решения на методологической основе культурно-исторического подхода в инновационных дидактических технологиях, содействующих критически-рефлексивному восприятию популярной культуры, развитию критериального мышления в образовании для осознанного развития свойств личности, связанных с умением быть избирательным в ситуации свободы и ответственности. В ходе исследования среди студентов выявлено двойственное отношение, разброс мнений: от категорического отторжения феноменов популярной культуры, ассоциации с деградацией культуры путем насаждения с помощью информационных технологий низменных вкусов и желаний, отсюда стремление защитить высокую культуру до безоговорочного принятия в демократическом пафосе эстетических форм свободного самовыражения, избавления от давления извне, сверху. Обнаружены значимые различия в определении популярной культуры и в решении педагогических проблем на разных уровнях образования. Результаты показали необходимость целенаправленной педагогической деятельности, ориентированной на актуализацию личности как носителей культуры в условиях нарастающей свободы и ответственности.
Ключевые слова: MASS CULTURE
CULTURE-HISTORICAL APPROACH
CULTURE BEARER
PEDAGOGICAL POTENTIAL
PEDAGOGICAL RISKS
CRITICAL REFLECTIVE THINKING
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА
ЛИЧНОСТЬ НОСИТЕЛЯ КУЛЬТУРЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ
КРИТИЧЕСКИ-РЕФЛЕКСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/59166
Конференция/семинар: XXI Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования»
Дата конференции/семинара: 22.03.2018-23.03.2018
ISBN: 978-5-91256-403-1
Источники: Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. — Екатеринбург, 2018
Располагается в коллекциях:Когановские чтения

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
978-5-91256-403-1_2018_092.pdf510,85 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.